Третейский суд – это узаконенная альтернатива государственному суду. Такие суды могут рассматривать любые споры, вытекающие из гражданских правоотношений между хозяйствующими субъектами как внутри страны, так и с участием иностранных фирм, а также с участием граждан.
Основной принцип третейского разбирательства – это добровольное исполнение сторонами решения третейского суда. Если решение такого суда не будет исполнено добровольно, сторона, в пользу которой принято решение, имеет право обратиться за выдачей исполнительного листа в государственный суд. Согласно базе решений арбитражных судов, по критерию дел "о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда" (ТС) количество судебных актов по стране в январе-марте увеличилось почти вдвое.
По мнению члена экспертного совета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, партнеру компании «Деловой фарватер» Романа Терехина, повышение популярности третейского суда вполне можно считать позитивным сценарием – такая тенденция демонстрирует рост развития и прогресса в российском предпринимательском сообществе. Возможно, третейское судопроизводство сможет в будущем заработать более полноценно.
– Раз третейские суды – это альтернатива государственной юстиции, и если растет популярность третейского суда, то это означает, что к гос.юстиции у граждан падает доверие, – рассуждает Терехин. – Но можно расценить этот факт иначе: третейские суды чаще используют потому, что такой пункт есть в договоре, и тогда у контрагента просто нет выбора, даже если его доверие к государственной юстиции не упало.
Как объясняет эксперт, повышение интереса к третейским судам – это показатель того, что в России повысился уровень правовой культуры. Предприниматели поняли и оценили, что такое третейские суды, осознали их преимущества.
– Сейчас многие договоры, особенно с банками, содержат ссылки на них как одно из обязательных условий сделки, – говорит Роман Терехин. – Причина этого в том, что третейские суды намного быстрее выносят решения, и их потом очень сложно оспорить, поскольку нет вышестоящей инстанции. Это значительно экономит время и средства сторон. Третейские судьи могут уделить спору больше времени и внимательнее его рассмотреть, что повышает качество таких решений. При этом в вопросе иностранного права третейские суды нередко показывают более высокие результаты. Кроме того, третейский суд гарантирует куда большую конфиденциальность, чем гос.суд, все решения которого можно легко и бесплатно найти в арбитражной электронной базе.
На самом деле, государственные суды не справляются с большим объемом дел, бизнес-споры порой затягиваются на годы. Экономический кризис конца 2014 года породил еще большое количество таких дел, поэтому все чаще коммерсанты стремятся в суды третейские – стараются сэкономить время, а, значит, и деньги.
– Кроме того, что из-за кризиса многие должники перестали выполнять свои обязательства, так в кризис еще и стало возрастать количество применения различных схем по уклонению от уплаты налогов и по проведению махинаций, – поясняет Терехин. – Но тут есть свои подводные камни: третейские суды нередко используют именно для создания фиктивных процессов, также они лидируют по количеству искусственных споров.
Парадокс: аффилированность в российском судопроизводстве не запрещена.
Конституционный суд РФ в 2014 году признал право третейских судов рассматривать споры со своими учредителями и аффилированными лицами. Как правило, одна из сторон (более крупная компания) навязывает второй (меньшей по объему) конкретный третейский суд, с которым каким-либо образом связана – тут уже аффилированности не избежать. Единственный вариант (крайне редкий) - если стороны договорятся и выберут действительно независимого и не связанного с ними судью.
Основный принцип третейского суда на Западе – поиск «доброго и справедливого решения» в споре. Мировыми лидерами по развитости третейских судов являются Лондон, Париж, Стокгольм.
– Часто российские предприниматели заказывают судопроизводство в третейском суде за рубежом, потому что там все это происходит по накатанной схеме, все прозрачно и доступно, – говорит заслуженный юрист России, член Волгоградского третейского суда Светлана Казаченок. – вообще, я считаю, что за третейскими судами будущее. Здесь гораздо выше скорость рассмотрения дела, не затягивают с назначением чрезвычайного арбитра в течение 3 дней, сам спор рассмотрят в течение 14. Пока российские третейские суды такими скоростями похвастаться не могут, потому что наши законодатели все время изобретают велосипед, вместо того, чтобы взять за модель зарубежные суды.
Требования к третейскому судье в России: (согласно Федеральному закону)
– Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.
– Третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством.
– Третейским судьей не может быть физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности.
– Третейским судьей не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью.
– Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.