По мнению карельских депутатов, налоговые поступления будут «играть важную роль в формировании доходной части именно местных, муниципальных бюджетов». Сегодня же подоходный налог идет в бюджеты по месту учета организации, где работает налогоплательщик. Процедура перечисления налога по месту рождения налогоплательщика достаточно проста в администрировании, поэтому это неплохой способ безболезненно для других участников экономического процесса пополнить казну того или иного населенного пункта, считает юриста компании "Деловой фарватер" Павел Ивченков.
– Конечно, при этом уменьшатся доходы тех бюджетов, из которых заберут эти 10% НДФЛ, и увеличится нагрузка на налоговые и бюджетные органы из-за перераспределения налогов,– рассуждает эксперт. – Но при грамотной проработке законопроекта проблем с администрированием налога возникнуть не должно. Бывает так, что населенных пунктов, где родились налогоплательщики, не осталось, особенно это актуально для небольших хуторов и поселков. Тогда налог может просто остаться в бюджетах по месту учета организации, где работают эти налогоплательщики. То же самое должно касаться и тех, кто родился за пределами РФ, но имеет российское гражданство и работает в России. Этот момент достаточно легко прописать в законе, и избавить от проблем с его исполнением.
Скептики считают, что в случае принятия закона может произойти некий коллапс на рынке труда, так как работодателю будет проще принять сотрудника из своего региона, нежели возиться с «приезжим».
– Это крайне маловероятный сценарий, – считает Ивченков. – Дело в том, что администрированием налогов занимаются госорганы, а не работодатель. Работодатель платит НДФЛ, который является федеральным налогом и поступает в консолидированный бюджет, а уже потом его распределяют по бюджетам в соответствии с Налоговым кодексом.
Вместе с тем, эксперт называет такой способ решения проблем напряженных региональных бюджетов достаточно низкоэффективным, если можно так сказать «местечковым».
– Необходим такой механизм распределения бюджета РФ, чтобы он подразумевал под собой некую дифференциацию экономического развития регионов, – считает Павел Ивченков. – Есть регионы побогаче, есть победнее, и с этим необходимо считаться. Можно например, увеличить субсидии и распределение налогов для нуждающихся и отстающих, при этом уменьшив их для развитых населенных пунктов. Однако тогда у субъектов пропадет стимул наращивать местную экономику, ведь быть регионом-донором куда проще.