Если все пойдет, так как сейчас, то скоро на одном полюсе окажутся столичные (крупные и близкие к власти московские и петербургские) вузы, а также крупнейшие региональные учреждения, получившие статус федеральных и национальных исследовательских университетов (их число – несколько десятков). На другом полюсе - остальные региональные вузы, лишенные права готовить магистров и аспирантов и получающие финансирование из госбюджета лишь в рамках выполнения госзаказа на бакалавров.
Все разговоры о мобильности студентов и доступности высшего образования для студентов из «глубинки» сегодня свелись к «вымыванию» из регионов наиболее сильных и успешно обучающихся абитуриентов. Региональные вузы отсекаются от лучшей части абитуриентов и при свертывании программ государственного финансирования обречены на деградацию.
Ответом на ситуацию стала тенденция к укрупнению региональных вузов. В Ростове-на-Дону и Ставрополе это привело к созданию крупных федеральных университетов, в Саратове к объединению госуниверситета и пединститута. В Самаре, ни один из вузов которой не получил статус федерального или национального исследовательского университета, по инициативе и под руководством главы региона объявлено о слиянии двух технических вузов (аэрокосмического и политехнического) и университета и создании объединенного вуза, ориентированного, главным образом на фундаментальные и прикладные разработки в области естественных и технических наук.
Волгоградские вузы находятся в гораздо более уязвимом положении. Ни один из них не может приблизиться по масштабам научных исследований и числу студентов к ведущим вузам страны, получившим статус национального исследовательского университета. Многими волгоградскими вузами управляют руководители, давно монополизировавшие доступ к финансовым и властным ресурсам и превратившие вузы фактически в собственность узких, часто сугубо семейных кланов.
Такая система личного и кланового обогащения негативно отражается на перспективах вузов. Попытки правоохранительных органов бороться с коррупцией в этих учреждениях носят поверхностный характер, а кампании по проверке финансовой деятельности не приводят к смягчению стремительно растущего разрыва в доходах управленческий верхушки и обычных преподавателей. Складывается впечатление, что менеджмент ряда волгоградских государственных вузов утратил интерес к развитию и модернизации своих учебных заведений и повышению их конкурентоспособности. Давно назревшее объединение технических (ВГТУ и ВолгАСУ) и фактических дублирующих друг друга ВолГУ и ВГСПУ, тормозится под любыми предлогами вот уже несколько лет.
Как правило, смена вузовского руководства носит чисто декоративный характер: приходят люди из прежних бюрократическо-семейных кланов. Причем зачастую новые управленцы слабее своих предшественников и на фоне скандально проходящих аккредитаций ряда вузов они озабочены лишь своим самосохранением, боятся перемен.
Не лучшим образом складывается ситуация и в ряде волгоградских вузов, где руководство давно является не сменяемым. На этом фоне перспективными в регионе можно назвать от силы 1-2 высших учебных заведения. Но, как правило, ни успешных опыт коллег, ни модели развития, внедряемые в других регионах, волгоградскими вузами не востребованы.
Очевидно, что решить проблемы местной высшей школы без «внешнего управления» уже нельзя. Инициировать его введение, а также продумать и реализовать организационную реформу по укрупнение вузов в сложившихся условиях может только региональная власть. Об этом говорят и примеры других территорий. Целью этих преобразований должно стать сохранение сильного профессорско-преподавательского состава, уникальных методик и разработок ученых, а также создание условия для эффективной системы подготовки кадров. Без этого в регионе невозможно восстановить местную промышленность и АПК и начать реализацию крупных инфраструктурных проектов.