Андрей Макаров: «Мы обучаем компетенциям»

22.10.2014 в 14:41, просмотров: 3079

В Волгограде почти девять лет работает научно-образовательное Общество «Интеллектуальные среды». Академический проект профессоров, аспирантов и студентов Волгограда, посвятивших себя гуманитарным наукам, действующий на общественных началах, до недавнего времени занимался сугубо просветительской деятельностью, но в этом году была разработана и уже начала работу особая программа внеинституционального образования. Андрей Макаров, доктор наук, руководитель проекта, рассказал «МК в Волгограде", в чем плюсы и минусы «классического» образования, объяснив, почему на сегодняшний день в школах и вузах компетентностный подход невозможен. Цель проекта – просветительская деятельность и формирование интеллектуальной среды в городе. 

Андрей Макаров: «Мы обучаем компетенциям»

– Андрей Иванович, с какими образовательными проблемами сталкиваются школьники?

– Главная проблема – это недостаточная мотивация. В младшей школе преподаватели худо-бедно, но занимаются формированием мотивации, понимая, что для ребенка это необходимо. В 5-9-х классах, считая, что желание получить знания уже оформилось в головах учеников – и это в некотором смысле так, такая работа прекращается. Старшеклассники – полный провал. Они не учатся, а готовятся к ЕГЭ с репетиторами, приходя в вуз совершенно не мотивированными.

– А как же баллы, конкурс при поступлении?

– Пережили – и хорошо. К тому же высокие баллы не гарантируют, что студент действительно хочет учиться в конкретном вузе на определенной специальности, возможно, ему самому точно не известно, какая отрасль знания его интересует более прочих. Я как преподаватель могу сказать, что у двух третей студентов желания обучаться нет вообще, и даже те, кто действительно хотел получить высшее образование, к третьему курсу об этом забывают.

– То есть самообразование более эффективно?

– Нельзя быть столь категоричными. Начнем с того, что, строго говоря, самообразование – это самостоятельное обучение дома. То, чем занимаются «Интеллектуальные среды», это внеинституциональное образование – есть лектор, есть самостоятельная работа. У вузовского и школьного обучения свои плюсы и задачи – дать минимальную базу, заложить основы. Проблема в том, что хотя Минобр рекомендует компетентностный подход – не вбивание фактов в головы, пространство которых весьма ограничено, а обучение навыкам, среднее и школьное образование его не реализует.

– Как же тогда «научиться учиться»?

– Внеинституциональное образование добровольно, оно не выдает дипломов, а предоставляет навыки и знания. Его получают люди, мотивированные на обучение, поэтому с ними легко и приятно работать. На протяжении 8 лет «Интеллектуальные среды» занимались просветительской деятельностью. В этом году мы решили дать волгоградцам возможность получить философское образование, для чего разработали специальную учебную программу. В ней принимают участие 22 человека, но мы всегда рады видеть свободных слушателей.

– В чем суть программы?

– Философия апеллирует концептами. Поэтому мы действуем по схеме «одна лекция – один концепт», причем из разных дисциплин – этики, эстетики, например. Важно показать, как они сформировались в истории европейской мысли. Изучаются они двумя методами – герменевтикой и феноменологией. Первое – учение о понимании, второе – учение о феноменах. На семинарах ученики и слушатели обучаются применению этих концептов.

– Ученики смогут проверить свои знания, подтвердив их, к примеру, сертификатами?

– В конце года ученики напишут эссе. Им будет предложен один концепт, который они могут исследовать одним из двух методов. Повторюсь, внеинституциональное образование получают мотивированные люди, их цель – не диплом. Мы обучаем компетенциям, навыкам, таким как анализ, концентрация внимания, умение проблематизировать.

– Так почему школа и вуз не действуют по тому же принципу?

– Преподаватели не понимают, что нужно уменьшить количество контента. Я веду курсы повышения квалификации для преподавателей вузов и понимаю, как трудно внедрить в их головы эту идею. Когда спрашиваешь, кто обязал их насильственно внедрять в голову студента столько знаний, они ссылаются на программу, которую сами же и пишут. Это замкнутый круг, и чтобы его разорвать, необходимо изменить тип мышления.