"Фабрике грез" в России грозят цензурой

Волгоградские эксперты считают, что ограничение в российском кинопрокате доли голливудских фильмов противоречит принципам политики мультикультурализма, доминанту которой в обществе принято считать индикатором степени его развития. Напомним, что не так давно глава думского комитета по культуре, сопредседатель Центрального штаба ОНФ Станислав Говорухин предложил ограничить показ американских фильмов в России и увеличить долю европейского, корейского и иранского кино. 

"Фабрике грез" в России грозят цензурой

– Я считаю, что хорошо было бы ограничить голливудское кино на российских экранах, но не за счет российского кино – мы выпускаем около 60 картин, а за счет кино, снятого в странах с богатой кинематографической культурой – Турции, Корее, Иране, Японии, европейского кино, – заявил Говорухин.

В России еще хорошо помнят, к чему привели запреты всего зарубежного: кино, музыки, даже еды и одежды. И вроде бы прошли те времена, и выводы были сделаны правильные, но, как считают эксперты, сегодня снова есть риск оказаться за «железным занавесом».

– Завтра мы запретим американские фильмы, послезавтра европейские, а потом давайте и письменность с книгами и вернемся в пещеру! Мы все это уже проходили и снова хотим вернуться в СССР, – заслуженный артист России Петр Зайченко. – Но запреты ни тогда, ни сейчас ни к чему хорошему не приводили. Да, у американцев своя культура и свои фильмы, у европейцев – свои, у нас – наше, совсем другие фильмы у Индии, но образованному человеку нужно знать все многообразие, иначе чем мы будем отличаться от пещерного человека? Сегодня очень много свободного эфирного времени, по каналам крутят все что угодно. А что будет показывать все это множество каналов, куда они будут ставить рекламу и кому нужно будет за нее платить?

Если же Говорухин рассчитывает на некую стимуляцию таким способом российского кинематографа, то эта идея обречена на провал, да еще и возымеет отрицательный экономический эффект.

– Этот запрет лишь приведет к разорению и потере работы уже у наших медийщиков, – считает Зайченко. – Отмена американского кино не повысит вкус у зрителей и у наших режиссеров. И вообще запрет на голливудские фильмы никоим образом не улучшит наш кинематограф. Во-первых, они слишком разные, во-вторых, не будет конкуренции, а в-третьих, чтобы улучшить наше кино, нужно просто дать дорогу толковым молодым режиссерам, которых сейчас не пускают в эфир.

В современном мире с развитым Интернетом, социальными сетями запрещать что-либо и ограничивать не представляется даже технически возможным. Профессор кафедры журналистики ВолГУ Александр Млечко считает, что ограничения попирают принципы политики мультикультурализма. Таким образом, общество в России само признает себя не слишком зрелым для того, чтобы эти принципы принять и следовать им.

– Это абсурд – больше никак это не назвать, – говорит профессор. – Цензурные ограничения в искусстве – это страшный пережиток прошлого, сегодня невозможно просто представить, как можно отбирать кино для проката по национальному признаку. Все запреты порождают недовольство. Человек имеет полное право решить сам, плохое кино или хорошее, смотреть его или не смотреть. Проблема в том, что государство желает выступить регулятором всего и вся. Но это просто невозможно.

Спорт, культура, искусство – эти сферы жизни общества всегда должны существовать сами по себе, вне политики. Ограничивая доли зарубежного кино в российском прокате, мы мало чем отличаемся от стран ЕС, вознамерившихся исключить Россию из ряда спортивных организаций.

– Согласен, что не все зарубежное кино качественное, но то же относится и к отечественному кинорынку, – отмечает Александр Млечко. – Замечу, что в голливудском кино пропагандируют чаще всего архаичные ценности: там добро побеждает зло. Красочные, эффектные экранизации книг производства Голливуда интересно смотреть, некоторые после просмотра обращаются к книгам – что в этом плохого? Искусство должно иметь национальность, но не это должно быть определяющим фактором при решении о размещении его образцов где-либо.

Есть мнение

Виктория Матвеева, сотрудник банка:

Честно говоря, не нахожу весомых оснований для санкций, касающихся сферы музыки и кино. Несмотря на стремление российских режиссеров снимать масштабные, насыщенные спецэффектами картины, нельзя сказать, чтобы они в этой области преуспели. Голливуд здесь значительно нас опередил: их кино качественное, красивое, его приятно смотреть. Другое дело, что русские показываются в этих фильмах не в лучшем свете, причем в большинстве случаев безосновательно.

Наталья Божко, сотрудник 1 категории:

Чем хороши голливудские фильмы? Только дорогой рекламой и пиаром – не более. О заложенных в них глубоких смыслах говорить не приходится. В основном в Америке выпускается то, что рассчитано на безликую массу и баснословную прибыль. Я считаю, что надо поднимать отечественный кинематограф, тем более что предпосылки к этому уже есть: серьезное российское кино в последнее время радует качеством.

Ирина Шевцова, сотрудник музея:

Это вполне нормальная мировая практика – запрещать показ тех или иных фильмов в своей стране. Да и, откровенно говоря, многие фильмы американского производства должны быть ограничены цензурой в силу своего цинизма, пошлости, аморального характера. К тому же, нам предложат альтернативу – кинематограф Турции, Кореи, Ирана. Ничего плохого в ограничении показа голливудских картин не вижу – у нас есть свой достойный ответ. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 8 октября 2014

Заголовок в газете: Кина не будет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру