На днях, в честь празднования в этом году 100-летия трамвая, прошел день открытых дверей. Все желающие и осведомленные, причем даже из других городов, прибыли в Волгоград – на экскурсию по знаменательным трамвайным точкам. Например, таким как депо № 2 и завод «ВЭТа».
«Старики»-ходоки
Александр Попов, заместитель генерального директора по эксплуатации и доходам «Метроэлектротранс», поведал, что в основном в городе эксплуатируется трамвай «Т-3» чешского производства.
– Когда чехи посещали нас, то очень удивлялись, как можно так долго содержать трамвай, – говорит Александр Попов. – Я был в разных городах и, сравнивая, испытывал чувство гордости за вид наших трамваев. Есть некая изюминка в них.
Тем не менее он же сообщил, что амортизировано и подлежат списанию 97% трамваев, которые ездят по городу. Но якобы они после ремонта на нашем заводе приводятся в надлежащее – хорошее – состояние.
Самый старый трамвай, работающий на линии, – 1971 года. Есть и трамваи 68-го года, правда такие используются как спецтранспорт. В основном людей перевозят «старички» от 1972-го до 1985-го годов рождения.
В общей сложности некоторые вагоны прошли очень большое расстояние – более 2,5 миллиона км. Однако ремонтный завод чинит, латает и вдувает в старый трамвай новую жизнь. Причем с новшествами, которые для трамвая первоначально не предназначались. Умельцы из депо № 2 сами разработали и изготовили электронные датчики скорости, электронные реле-зарядки, световое табло.
Одно время с судостроительным заводом шли переговоры по модернизации всего старого подвижного состава, но пока – тишина. Также властям непрозрачно намекали на то, что было бы неплохо повысить скорость на уже существующих маршрутах. Например, на участках трамвайного движения, которое проходит вблизи больших магистральных улиц города с большим количеством транспорта. Это прежде всего касается Дзержинского района (параллельно пр. Жукова) и Жилгородка. Но, как всегда, это будет «возможно… когда-нибудь».
Александру Попову корреспондент «МК-В» задал вопрос, который возникал у него каждый раз, когда он спускался в подземку скоростного трамвая: «Почему наши эскалаторы работают только на подъем?»
– Эскалаторы открыты в 1984 году, – ответил он нам. – Поэтому состояние механизмов далеко не блестящее. Конечно, мы работаем над тем, чтобы нам поставили новые эскалаторы, но вопрос очень сложный. То, что можем, делаем.
Говоря о перспективах, он также упомянул о приближающемся чемпионате мира по футболу-2018. Однако подстраховался:
– Я не могу сказать, что к 2018-му году точно все будет, но то, что мы стараемся, – это однозначно, – сообщил он, имея в виду новые, работающие в обе стороны, эскалаторы.
Кстати, довольно интересно, как в нашем городе появилось такое необычное метро – подземно-наземное. Оказывается, в советское время был норматив: для городов-миллионников метро полагалось. А в Волгограде тогда было 700 тыс. жителей. В общем, недобирали мы. Вот и выкрутились, решив в 70-е годы проблему с загруженностью дорог. Пустили трамвай под землю, но, дабы не вызвать ненужного гнева, также сумели его оттуда вывести. В итоге, и против норматива не пошли, и скорость движения в городских условиях повысили.
Влюбленные «трамвайщики»
Проблемы проблемами, а мероприятие все же носило праздничный характер. К тому же «Метроэлектротраму» есть чем гордиться. Людьми. «Трамвайщики», которые работают на производстве, абсолютно разные. Но все они просто влюблены в этот вид транспорта. Активисты депо № 2 выявили даже династии, которые работают на предприятии уже более 164 лет. Всего насчитали около 25 династий.
Наследник профессии – водитель-наставник Ольга Милай. У нее 10,5 лет одного только водительского стажа, а общий составляет 17 лет.
– Матушка моя работала водителем-наставником, как и я, на 3-м маршруте, отец работал главным инженером в депо № 2. Сестра сейчас водитель трамвая, – говорит она.
Хотя Ольга в детстве занималась фортепиано. Ей хотелось связать свою судьбу именно с музыкой, но, по ее словам, не хватило усидчивости. Ироничная судьба любезно поменяла ее круглый стул пианиста на прямоугольное кресло водителя.
– После 8 класса заканчивала торговое училище, но по профессии не работала ни дня – потому что не мое. А в депо № 2 как раз набирали курсы. Мама спросила: «Хочешь попробовать?» – Я сказала: «Хочу». И понравилось, – говорит она. – Обожаю механизмы, да и технические знания всегда очень хорошо усваивала, знала вагон «от и до». В общем, нашла свое, то самое.
Наставник – это тот, кто следит за работой водителей на линии, а также выезжает на ЧП с участием трамвая. По словам Ольги Милай, безобразий на дороге стало гораздо больше.
– Раньше и культурней были водители, и грамотнее, и трамвай уважали, – говорит она. – Сейчас – просто что-то нереальное на дорогах творится. Несутся, не смотрят, не пропускают. Чувство такое, что народ у нас в основной массе права купил или им их подарили вместе с машиной.
Работа у этой хрупкой леди очень тяжелая. Особенно сейчас, в летний период, когда кабина нагревается до 70 градусов тепла.
– У нас были случаи, когда водителям и плохо становилось, вплоть до летального исхода, – говорит Ольга Милай. – Слава Богу, это произошло не в момент движения. Но, с другой стороны, и в этом смысле все предусмотрено.
И водитель-наставник показала корреспонденту «педаль бдительности», в кабине, внизу, рядом с двумя другими. Дорожный спец пояснила: когда водитель теряет контроль над собой, организм слабеет, нога отпускает педаль – и срабатывает рельсовый тормоз. А во время движения трамвайщики держат ее ногой постоянно. Вот такие они, обыкновенные герои, нашедшие свой профессиональный трамвай желаний.
Длина протяженности маршрутов трамвая – 131 км. Тяговых подстанций – 33. Общая численность работников – 4,385 человек, из них водителей – 822.
Выпуск на линии – 424 единицы. В сутки перевозится 297 тысяч человек.