Есть женщины и в русских городах
Однако стоит вдуматься в цифры статистики: сегодня примерно 25 женщин из ста вообще не намерены обзаводиться детьми. Это значит, что одна четвертая часть генофонда русской нации исключена из дальнейшего развития полностью. 41 и 31 женщина из ста планируют родить одного или двух детей.
Между тем, стереотип о норме “один — двое детей в семье” может привести к вымиранию нации: лет через двенадцать нас будет меньше на 22 миллиона. Просто задумайтесь — это седьмая часть населения России!
Тем не менее, природа заложила в женщине основное предназначение — дарить жизнь. Ученые говорят, что женщине нужно родить 5—7 ребятишек, только тогда она полностью реализует свой потенциал.
Когда пишут, что в наши дни слова “семья — ячейка общества” воспринимаются с насмешкой и иронией, мне хочется верить, что это единичные мнения. Да, лет тридцать-сорок назад партийные чиновники повторяли их со всех трибун, прославляли женщину-работницу, а то, что она еще и мать своим детям, упоминалось в числе “прочих” ее заслуг.
Но и в современном обществе рядом с нами, не обязательно в глубинке, а совсем близко, в крупных городах, живут те, кто для себя выбрал Семью. И сегодня женщинам, выбравшим материнство, возвращают всеобщие почет и уважение.
Своей награды удостоилась и Лидия Скрыпникова, которой в минувшем году вручили Почетный знак Волгоградской области “Материнская слава”. Но подобное звание можно считать лишь приложением к огромному женскому счастью — любящего мужа и семерых детей…
“Знакомьтесь, наши дети”
Когда я направлялась в дом Скрыпниковых в Ворошиловском районе, почему-то ожидала увидеть в лице хозяйки почтенную, уставшую от домашних хлопот женщину. Во-первых, из-за заслуженной награды “Материнская слава”, а также каждому из нас нетрудно себе представить, что такое маленький детский сад! Но, к счастью, я ошиблась. У калитки меня встречала добродушная, улыбчивая молодая женщина.
— Давайте посидим в нашем саду, здесь мы любим проводить вечера всей семьей, — пригласила Лидия Владимировна. — И все дети здесь, уже раскопали мне с утра “озеро” посередине двора!
Ватага мальчишек и девчонок бойко возилась возле колонки, поставляя воду в самодельный водоем. Самая старшая в семье — 12-летняя Маша — присматривала за младшими братьями и сестрами.
— Это наши дети, — знакомит хозяйка. — Соня вторая после Машеньки, ей десять лет, Серафиму восемь. Затем появились двойняшки Алеша и Аня, потом Полина. И младшенькая у нас — Таисия, в свои четыре года необычайная модница, очень любит повоображать.
После просьбы мамы помыть руки и отправляться обедать, со двора все исчезают. “Слушаются”, — отмечаю про себя и спрашиваю, удается ли быть строгой?
— А мы с мужем Валентином, он сейчас на службе в храме, меняемся ролями, — отвечает собеседница. — Иногда я пожурю детей, муж придет с работы и пожалеет, все-таки я провожу с ними времени больше. В любом случае, дети в основном послушные. Вместе им нескучно, поэтому не могу пожаловаться, что доставляют очень много хлопот.
Лидия Владимировна рассказывала о детях, упоминая мельчайшие подробности их маленьких забот и увлечений: было видно, что она живет жизнью своих детей.
— Машенька, как и папа, увлекается фотографией, уже накопила целую коллекцию снимков сестер и братьев, хочет стать фотохудожником, — продолжает Лидия Владимировна. — Они с Соней с удовольствием занимаются в художественной школе, обе замечательно рисуют. Педагоги говорят, что у Сони настоящий дар и его следует развивать. Правда, она не очень ладит с математикой и русским, а вот творческие предметы, естественные науки — только на “отлично”. Иногда поражаюсь, что Соня знает о животных больше меня. Средние дети дополнительно занимаются английским. О младшей говорить еще рано, она еще малышка. Мы с мужем решили, что дети должны сами найти свое призвание в жизни, главное, не зацикливаться на одном и развиваться разносторонне.
Безусловно, старшие дочери помогают маме. Но при этом родители сделали все возможное, чтобы не отнять у них детство.
— Одна моя знакомая — самая старшая в семье и двенадцатая по счету, — вспоминает Лидия, — утверждает, что никогда не решится даже на второго ребенка! Видимо, родители не совсем правильно поступали, загружая ребенка хлопотами. Да, чувство взаимовыручки, ответственности друг за друга у братьев и сестер должно быть, но вторыми родителями они явно не должны становиться. Мои детки уже мечтают, что у них будет очень много детей.
Как бы вскользь Лидия Скрыпникова рассказывает о том, что из семерых детей двое приемные. Почти шесть лет назад Лидия лежала в больнице с Анечкой, и узнала, что в соседней палате лежит чудесный новорожденный, здоровенький, но брошенный. На семейном совете было решено предоставить малютке дом. А еще два года назад решили взять на воспитание еще одного ребеночка. Полиночка сама выбрала ее:
— Она подбежала и уселась мне на коленки: “Ты моя мама?” Воспитатель сказала, что у этой девочки практически нет шансов, ее с ДЦП никто не возьмет. И эти слова решили все...
Удивительно, но как ликует душа, когда узнаешь, что есть такие женщины с большим и добрым сердцем, любви которого одинаково хватает на всех. Кстати, недавно Лидия принесла домой крохотного щеночка — новорожденного выбросили в мусорный бак. Теперь к любимому коту и монгольской песчанке, а также пчелам прибавилась крохотная черная дворняжка. В большой семье всем место найдется.
Главное — не стоять на месте
То, что в доме Скрыпниковых любят растения, заметно невооруженным глазом. На небольшом участке разместилось целых тринадцать деревьев, в основном яблони.
— Всю зиму домашние яблоки ели, — рассказывает хозяйка. — Благо, хорошо сохраняются.
Весь двор благоухает мятой, листьями зверобоя и другими ароматными и полезными травами. Уже расцвели ромашки, недалеко горький перец, а также множество кустов роз.
— Это уже увлечение мужа, — отмечает Лидия Владимировна. — У него здесь голландские, парковые розы, он за ними сам ухаживает, как и за виноградом. Думаю, в этом году будет хороший урожай. Он еще и пчеловод у нас, на столе всегда мед стоит, да и это небольшой дополнительный доход для семьи.
Сад, огород, пчелы, служба в храме... Круг занятий четы Скрыпниковых необычайно широк. Прошу Лидию Владимировну рассказать, где они с мужем познакомились.
— Когда-то я пришла заниматься в биологический клуб старшеклассников на станции юннатов в Кировском районе, готовилась поступать в вуз, — вспоминает с улыбкой молодая женщина. — А Валентин уже был студентом и руководил этим клубом. Сколько тогда детям предоставляли возможности заниматься туризмом, мы ездили в экспедиции по нашей области, по Воронежской по исторически интересным местам, в заповедники. Так что нас сблизили общие увлечениям и тяга к путешествию, ко всему новому.
Позже Лидия Владимировна закончила медицинское училище, как и Валентин Петрович. Правда, глава семейства пошел дальше. Он также выучился на пчеловода, а также получил специальность учителя биологии и химии. По словам моей собеседницы, муж всегда стремился к знаниям в той области, которые могут пригодиться. Чуть позже он поступил и в духовное училище. Теперь, помимо увлечений пчелами, фотографией (а он постоянный участник профессиональных областных выставок фотографов), он служит священником в Приходе святителя Иннокентия Московского в Красноармейском районе. Недавно Валентину Петровичу поручили серьезную должность. Теперь он еще заведует отделом церковной благотворительности и социального служения Волгоградской епархии.
— Выходные случаются редко и то среди недели, в субботу и воскресенье муж служит, — отмечает Лидия Владимировна. — Я ему тоже помогаю в храме, провожу занятия на тему “Подготовки девушек к браку и материнству”. Мы говорим о роли женщины в обществе, в семье, как это менялось исторически. Подростки получают много информации, не всегда правильной, а родители порой не имеют или не считают нужным все вовремя объяснить. В любом случае, правильно просвещать детей необходимо. А муж преподает основы православной культуры в школе “Воскресение” в Кировском районе. Иногда мы оба переживаем, чтобы не обделить вниманием своих детей. Но мне кажется очень важно не замыкаться в своем мире, а быть открытыми для окружающих, приносить хотя бы небольшую пользу, это привносит и в семью новое и спасает от рутины.
Не дает скучать Лидии Владимировне и любимое занятие. Пару лет назад увидела в одном из московских магазинов авторские мягкие игрушки по заоблачным ценам. Тогда поймала себя на мысли, что все это ей под силу. Благо, после самой первой игрушки поддержал супруг, похвалив за работу. Так и дело заладилось. Теперь у Лидии Скрыпниковой есть уникальные авторские работы в единственном экземпляре — персонажи мультфильмов, различные зверюшки.
При этом многодетная семья Скрыпниковых не оставила увлечения путешествиями. Каждый год выбираются в детский лагерь, который сами же и создали. Палаточным поселением руководит супруг, а Лидия помогает. В этом году решено собрать мальчишек и девчонок, а также родителей в Щербаковской балке. Там ждут увлекательные экскурсии, игры, песни у костра (Лидия еще и замечательно поет и играет на гитаре), а также обязательный поиск сокровищ. Бывали супруги и в паломничестве. Как утверждает Лидия, это всегда придает сил и вдохновения на добрые дела.
Хорошо только вместе
Знакомясь с такими семьями, где много детей, где царит любовь и взаимопонимание, всегда хочется узнать секрет их счастья. Простые вещи — прислушиваться друг к другу, иметь общие цели, увлечения.
— У нас дети обожают кукольный театр. Только для этого нам не нужно никуда ехать! Все персонажи дома живут, — смеется Лидия Владимировна, — и мышка-норушка, и лягушка-квакушка, и даже я, большой сердитый медведь. Каждый учит маленькую фразу, и дети просто визжат от восторга! С папой они любят что-нибудь мастерить. На Пасху каждый год делаем чудо-дерево с цветами или картонными яичками. Нам очень помогает отдел по делам семьи Ворошиловского центра социальной защиты населения, пару раз в год дети бывают в цирке, чаще на каруселях. А еще нам предоставили субсидию, и мы смогли купить микроавтобус с кондиционером. Теперь всей семьей можем выбираться за Волгу. Мы рады делиться нашим счастьем с окружающими, и вместе нам очень хорошо.
Разумеется, что решать вопрос о количестве детей могут только сами супруги, но счастлива лишь та семья, в которой каждый ребенок — желанный. Как в большой семье Скрыпниковых.