Иван Новаков: “Огромное спасибо российскому учителю!”

"МК в Волгограде" побеседовал с ректором ВГТУ Иваном Новаковым о проблемах образования в нашем городе и России

Любое государство держится на нескольких китах. И что ни говори, а основой основ все-таки является такая тонкая сфера как образование. Только ее выпустят из виду, начинаются последствия, обратимость которых может растянуться на десятилетия, если не на века. Сегодня у нас в гостях ректор Волгоградского государственного технического университета, член-корреспондент РАН, доктор химических наук, профессор Иван НОВАКОВ, который решает проблемы образовательной сферы далеко не одно десятилетие.

"МК в Волгограде" побеседовал с ректором ВГТУ Иваном Новаковым о проблемах образования в нашем городе и России

— Иван Александрович, на минувшей неделе в школах прозвенел последний звонок, состоялись торжественные линейки. Прозвучали речи. Выпускники прошли по городу с красными лентами. Но зачастую за благопристойным фасадом в учебных заведениях скрываются отнюдь не радужные явления. Некоторые ролики, которые выкладываются в “паутину”, просто шокируют. Дошло до того, что ученик или ученица могут запросто отправить педагога куда подальше. И это еще далеко не самое страшное...

— Не будем сгущать краски, все-таки речь идет о частных случаях. Во всяком случае, пока. И у этой медали, как всегда, две стороны. Одна связана с тем, что нравственное разложение российского общества налицо. Как свидетельство тому — наркомания, пьянство, не уменьшающееся число беспризорников и т. д. Невоспитанность россиян и, как следствие, молодежи и детей приобретает все больший оборот. Давайте ответим на вопрос: почему это происходит? Общество очень существенно разделилось по признаку материальной обеспеченности на тех, кто может себе позволить все, что хочет, и тех, кто, проявляя высокое трудолюбие, к сожалению, получает средненькую зарплату и не может обеспечить достойное проживание своих детей. Увы, но вопросы повышения нравственности еще очень долго будут стоять на повестке дня.

Теперь вторая сторона медали. Я полагаю, что сегодня в любом педагогическом коллективе тоже произошло негласное деление на, так скажем, достойных высококлассных педагогов и просто педагогов. Представьте, например, кто пойдет на ассистентскую зарплату без ректорских надбавок в 5 тысяч рублей? Вряд ли кто-то очень толковый. Я помню те времена, когда зарплата доцента составляла 320 рублей, профессора кафедры — 450 рублей, а средняя зарплата в это время в Советском Союзе была 210 рублей. Поэтому был конкурс на должности профессорско-преподавательского состава. И даже зарплата начинающего ассистента была 120 рублей. Тогда действительно был отбор педагогов. Как долго будут продолжаться безобразия, которые мы видим вокруг? До тех пор, пока не начнет уменьшаться имущественная пропасть, разделившая людей.

— Нередко ведутся разговоры о значительном снижении уровня знаний как в средней, так и высшей школе. Вы с этим согласны?

— В корне не согласен. Да, действительно, нищенская зарплата предопределяет худший подбор педагогических кадров. Дипломированные специалисты просто идут в коммерцию. А как иначе, если в комке девчушка получает более двадцати тысяч, а даже у доцента базовая зарплата двенадцать тысяч? Можно ли в таких условиях подобрать на перспективу квалифицированных учителей школ? Молодой парень будет размышлять, как прокормить семью, приобрести жилье. Несомненно, в этом плане кадровая проблема в школе существует. Но у изменения уровня знаний другие корни. Если посмотреть динамику изменения количества выпускников 11-х классов в Волгоградской области, то мы увидим, что в 2005 году их было 25721, а в этом — всего 10764. То есть выпускников стало в 2,5 раза меньше. В минувшем году в волгоградских вузах было 7800 мест, а выпускников было только 11,5 тысячи. Можно ли в таких условиях отобрать наиболее достойных? Да отбирать некого! То же самое в школе. К сожалению, талантливых учеников в абсолютном значении будет меньше, хотим мы этого или не хотим. Роста численности школьников не предвидится. А значит, проблемы трудовых ресурсов и набора в высшую школу не будут решены. Мы не получим солидного количества талантливых учеников. Это связано не с тем, что в школах хуже готовят, а с тем, что талантливых детей тоже стало в разы меньше.

Вообще, я хочу сказать огромное спасибо российскому учителю за то, что он за нищенскую зарплату воспитывает непростых по характеру школьников, избалованных нашей действительностью. До тех пор, пока не будет внимания к учителю, пока он не будет получать на уровне работника солидной фирмы, ничего по-крупному в мышлении детей и молодежи не изменится. Вспомним постулат о том, что каждый должен получать по труду. И пока этого не произойдет, ничего хорошего не будет. Учителя — величайшие по значимости люди, и внимание к ним тоже должно быть очень большое.

Кстати, наличие педагогов-мужчин в школах это своеобразный индикатор того, можно или нельзя прожить на зарплату учителя. Если нет мужиков в школе, то дела не ахти. По Волгоградской области мужчин-педагогов лишь 8 процентов.

Учителей называют огранщиками талантов. Вам часто приходится с такими сталкиваться?

— К счастью, да. Например, в Краснооктябрьском районе работает народный учитель Геннадий Васильевич Лепехин. Как проходит олимпиада, вручаешь сертификаты и спрашиваешь, вы откуда? Звучит — мы лепехинцы! Понятно, что среди ребят он набирает толковых, склонных к математике, но не блестящих по знаниям. Ученики Геннадия Васильевича уверены в себе и поступают в ведущие вузы страны. Именно такие выпускники чаще всего “заполняют” силиконовую долину. Так что учителя от бога есть и будут.

— В нашей беседе уже прозвучало слово индикатор. Является ли ЕГЭ индикатором знаний?

— Знания либо есть, либо нет. У ЕГЭ имеются свои плюсы и минусы. Отметим, что тестирование впервые в мире было введено Наполеоном. Интересно, что в этом году 27 процентов выпускников французских школ не получат аттестаты зрелости, так как получили двойки. И там никого это не шокирует. Когда преподаватель экзаменует студента или школьника, то пытается понять — он запомнил или мыслит и просто забыл какую-нибудь формулу? Если мыслит, то и я, и мои коллеги ставят достойную высокую оценку. По этой причине натаскивание, которое часто идет под ЕГЭ в виде срочного репетиторства, не пройдет. Должна быть системность. Без знаний экзамен не сдать в любом виде. Так что ЕГЭ вполне имеет право на существование.

— Как вы оцениваете уровень высшей школы в нашей стране?

— Поток специалистов, уезжающих в силиконовую долину, не прекращается. Это говорит о том, что наши выпускники продолжают вызывать интерес у тех, кто туда приглашает. Значит, высшая школа развивается на современном уровне. При этом, несомненно, что демографическая ситуация и отсутствие адекватных материальных стимулов у педагогического состава не дают сделать качественный скачок.

Беда вот в чем. Сегодня нет желания акционеров заинтересовать инженерный состав создавать что-то новое. Приведу некоторые цифры. Россия в год получает примерно 34 тысячи патентов (в 1990-м году было 84 тысячи). В то же время Япония получает 220 тысяч, США — 194 тысячи. А ведь патент — это право интеллектуальной собственности. Если наша страна существенно уменьшила свои показатели в интеллектуальных правах, то это объективный показатель уровня интеллектуальной деятельности. В Китае, Южной Корее идет активный рост.

Возьмем Волгоградскую область. В шестидесятые годы она получала в год 1200 патентов. Задача стояла четкая — создавайте ноу-хау. Пусть это будет рацпредложение, техническое решение и т. д. Если обеспечите экономию ресурсов, получите гонорар. Что сегодня? В 2009 году Волгоградская область получила 376 патентов. Из них на высшую школу пришлось 297, а на технический университет — 186. Это говорит не о том, что мы такие хорошие. Налицо явное отсутствие мотивации у инженерного состава предприятия со стороны акционеров. Наши инженеры — творческие личности. Вот только их потенциал остается невостребованным. Фактически надо лишь простимулировать получение хозяевами дополнительной прибыли. Тогда значительно вырастет и потребность в квалифицированных кадрах, что скажется на работе высшей школы. За последние три года мы на дневную форму обучения приняли примерно 1400 контрактников. За это же время по заказу предприятия за знаниями к нам пришел аж 1 человек! Это еще раз подтверждает тот факт, что акционеры не стремятся повышать интеллектуальный уровень сотрудников.

— Можно ли назвать проблему финансирования ключевой для образования?

— Здесь нужен государственный подход. Когда-то мы первыми вырвались в космос, потому что этой сфере уделялось первоочередное внимание. Теперь нам пришло время делать прорыв в образовании, так как без качественного воспитания не будет прогресса. Я никогда нигде не плакался, что нам дают мало денег. Государство может дать лишь столько денег, сколько есть. Необходимо зарабатывать. И только благодаря тому, что в нашем “кошельке” более пятидесяти процентов внебюджетных средств, мы можем себе что-то позволить. Например, средняя зарплата преподавателей по вузу из госбюджета составляет 12 тысяч рублей. За счет внебюджетной деятельности она увеличивается вдвое.

Но те же школы ни при каких условиях много не заработают. Бюджет страны должен быть таков, чтобы были обеспечены все сферы и слои населения. Должна быть балансировка. А у нас жена одного из губернаторов умудряется заработать миллиард. Как это можно объяснить?

— Скоро наступит пора вступительных экзаменов. Что пожелаете абитуриентам?

— Выбрать себе ту профессию, которая нравится, даже если сегодня она из­-за низкой оплаты не столь престижна. Я не сомневаюсь, что через несколько лет материальное производство оживет, и ситуация на рынке труда значительно изменится.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру