Иван Александрович — ректор с двадцатитрехлетним стажем. И если уж кто-то и может делать прогнозы относительно того, куда нас приведет повсеместно декларируемая модернизация, и стоит ли за этим понятием хоть что-то или это пустая декларация — то это как раз Новаков. Потому что о науке, ее возможностях он знает если не все, то только потому, что сама наука ни секунды не стоит на месте. О том, как воспринимает науку власть, он тоже знает очень хорошо, потому что оба десятилетия новой России он руководил одним из ведущих технических вузов страны. Поэтому “За заслуги перед Отечеством” — не только название Ордена, но просто строка в его биографии.
Инженер – личность творческая
— Иван Александрович, научная мысль — насколько она сейчас востребована?
— У нас в университете из года в год растет количество пуб- ликуемых научных статей. За прошлый год 1100 преподавателей вуза опубликовали более 5 тысяч научных материалов.
Президент России, проводя совет по науке и технологиям, высказывал крайнее недовольство деятельностью промышленных корпораций. Они все вместе — не помню за сколько лет — получили аж 1000 патентов.
Я абсолютно точно знаю, что наш вуз в прошлом году получил 186 патентов за авторские научно-технические разработки. В 2009 году вся область получила в целом 386 патентов. В былые времена область получала 3000 патентов в год.
И это говорит не о том, что мы хорошие, нет. Это говорит о том, что предприятия в лице их инженерного состава перестали заниматься разработкой ноу-хау и внед-рением их в производство. Они перестали этим заниматься потому, что это не интересует акционера. Он не стимулирует развитие производства.
Но если нет патентов, давайте объясним, что это значит! Ведь под патент нужны новые аппараты, новые станки. Если этого нет — то вообще никакой модернизации-то нет.
О чем мы говорим, перед кем мы лукавим?
— Как обстоит дело с востребованностью разработок университета?
— В прошлом году тех-университет выполнил заказов, связанных с научными разработками, примерно на 7 с лишним миллионов долларов. Это, в частности, заказы оборонного комплекса. Ну, например, модернизированная подводная лодка “Порей”, которая была спущена на воду во время прошлогоднего визита в Северодвинск премьер-министра Владимира Путина.
В мощном подводном крейсере были применены два десятка технических ноу-хау. Одно из них принадлежит ученым Волгоградского техуниверситета. То есть на сегодняшний день мысль научная не иссякла, но она невостребованна.
— И тем не менее, выпускники техуниверситета — люди творческие, востребованные и на производстве и в конструкторских бюро. Что должен уметь выпускник ВГТУ?
— Объясняю популярно: вот берем том энциклопедии и читаем: “Кто такой инженер?” Там написано — это человек мыслящий, созидающий, творящий. Это значит, что к концу обучения наш питомец должен создать свой кубик Рубика, новый механизм, свой новый материал, свой программный продукт или технологию. И лучше всего после изобретения — подать заявку и получить патент. Например, только от выпускников специалитета, которых было в этом году около 600, было подано 34 заявки на патент.
Но получить патент это мало. Для того чтобы народ о нем узнал, лучше написать в солидный журнал. Если кто-то купит лицензию — о чем еще можно мечтать.
Я назову один из видов стимулирования подачи заявок на получение патентов. 2 года назад у нас в университете выступал Касперский. В зале было много ребят-информационщиков, преподавателей.
На следующий год я никак не мог понять, откуда у нас такое количество заявок на новые программные продукты. Ответ очень простой — Касперский ребятам говорил, что его фирма процветает, потому что они, разрабатывая новые программные продукты защиты, регистрируют их и продают. Причем регистрируют и продают так, чтобы через год все обновляли свои программы. И от этого фирма получает дивиденды. Что в этом плохого?
Итак, наша задача — научить. И нам это удается. В прошлом году у нас было 175 выпускников магистратуры. Они опубликовали порядка 600 работ, из них 158 — в центральной российской и зарубежной печати. Понятно, что это во многом идеи, которые вынашивал научный руководитель. Ребята занимались апробацией и конкретизацией идей. Но понятно и то, что проведение эксперимента, уточнение, описание — это дело светлой головки нашего питомца.
Зарплата профессора – меньше лейтенантской
— Иван Александрович, а насколько состоятелен финансово такой крупный научный и образовательный центр, как технический университет?
— Когда в девяностые годы начинались финансовые проблемы, было сказано так: у страны нет достаточного количества бюджетных средств, поэтому правительство предоставляет юридическую и экономичес-кую свободу высшей школе. И мы стали учиться зарабатывать деньги.
Ну, например: за прошлый год консолидированный бюджет университета составляет 1 миллиард 90 миллионов рублей, из них внебюджетные средства составляют 515 миллионов, то есть 47 процентов.
На самом деле их больше, потому что мы “загнали” в бюджетную строку и деньги, затраченные на окончание строительства нового здания, и средства на аренду площадей.
Без собственных средств никак не прожить. На 2011 год на ремонт государство нам выделило “аж” 11 миллионов рублей. У нас на сегодняшний день площадей более 200 000 квадратных метров.
— А какова зарплата преподавателей?
— Средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава по вузу составляет 24000 рублей (вы знаете, что по области она не более 15000). Но если посмотреть, какова средняя зарплата, выплачиваемая нам из бюджета, то она совсем невелика. “Бюджетная” зарплата преподавателей всего 12,6 тысячи рублей. Государственное жалование доцента — 12300, ассис-тента кафедры — 5000 рублей, профессора — 17000 рублей.
А теперь несколько слов о понимании науки с точки зрения государства. Вот недавно я безусловно порадовался тому, что младшие офицеры российской армии со следующего года будут получать по 50 тысяч рублей.
Но если ассистент будет получать 5 тысяч, а профессор 17000 рублей, разве я могу сказать, что государство — за науку и модернизацию? Я помню те времена, когда полковник и заведующий кафедрой в вузе получали по 500 рублей. Я помню, что зарплата доцента была 320, а средняя зарплата в СССР была 210 рублей.
И вот это нынешнее соотношение — оно как-то настораживает в том плане, что мы забываем о реальном материальном производстве и о его стимулировании.
Что хорошо — талантливые студенты и молодые преподаватели — не перевелись. Но если государство обещает платить стипендию в 6000 рублей, а докторантам — 10000… Скажите, пожалуйста, какой талантливый парень при наличии семьи сможет прожить на такое жалование?
Я считаю несерьезным — при нынешнем благосостоянии народа — заявление помощника президента Дворковича об отмене стипендии. Отвечу на это с позиций своего восприятия. Ведь когда-то я был студентом, при-ехавшим из села. И проживал в общежитии с сестрой-студенткой. Тогда ведь стипендия, как и сейчас для сельских жителей — это возможность купить хлеб. Сало, мясо и картошку они привозят из дома. С тех пор мало что изменилось к лучшему.
Теперь скажу, почему этот вопрос волнует Дворковича и других. У меня есть таблица — государство нам выделило на все про все 507 миллионов рублей. Это меньше, чем оно нам выделяло в 2009 году (535 млн руб.) При том, что только коммуналка выросла на 15 процентов.
Стипендия находится в статье “прочие”. Статья “прочие” — это 109 миллионов. 10 миллионов — пособия детям-сиротам, и того в сумме — это 120 миллионов из 500.
Вообще-то речь идет о том, чтобы в размерах страны сэкономить 100 миллиардов рублей.
Сейчас говорят о субсидиарном финансировании. Это не что иное, как подушевое финансирование вузов, не учитывающее огромного количества финансовых проблем вузов.
Да, скажут ректору — возьми эти деньги и распоряжайся ими как хочешь.
Так что возвращаясь к стипендии: не надо играть с детьми. Тем более, что многим из них эта булка хлеба ох как нужна.
— Словом, наука развивается, но не “благодаря”, а “вопреки”?
— Я могу сказать смело, с полной ответственностью, как человек, имеющий 900 научных публикаций и 130 патентов: все эти годы академические институты продолжали развивать науку. Я не могу сказать, что они при нынешних возможностях и инструментарии достигали максимальных результатов, но они развивались.
Российский народ талантлив, но ему надо создать условия для реализации талантов.
Давайте с вами вспомним тридцатые годы прошлого века и поменяем слово “индустриализация” — актуальное тогда — на наше “модернизация”.
И скажем, что тогда ин-вестором было государство, которое понимало, что война неизбежна. И если не состоится переоснащение тяжелой промышленности, то возможностей иметь надежную военную технику не будет. Поэтому страна собирала остатки и хлеба, и золота, и пушнины, чтобы построить сталинградский тракторный, нижегородский автомобильный, — тогда было создано 517 крупных заводов.
Чего хотелось бы сегодня? Хотелось бы иного понимания о роли науки прежде всего у руководства страны и у собственников крупных предприятий.
Пока не будет большей части дивидендов вкладываться в развитие, пока из России будут вывозить капитал, а не инвестировать его в экономику и науку — мы будем иметь все то, что имеем сейчас.