Игра в «цифры»
Озабоченность правительства вызвал резкий рост популярности криптовалют в России. В конце 2016 года наиболее активные российские граждане поняли, что на электронной наличности можно хорошо заработать, как на курсовой разнице, так и на ее первичном размещении по аналогии с IPO. Надо отдать должное, наиболее популярная криптовалюта – биткойн (Bitcoin, от английского bit – «бит» и coin – «монета») имеет впечатляющие графики котировок. Например, согласно данным сайта ru.tradingview.com один биткойн в ноябре 2016 года стоил приблизительно 500 долларов. На конец октября 2017 года один биткойн торгуется по цене 6 тыс. долларов. Менее чем за год «монета» выросла в 12 раз. И это не единственный пример: все наиболее популярные криптовалюты тоже растут. Для сведения, к июлю 2017 года согласно данным портала coinmarketcap.com в мировом обороте находится свыше 800 различных криптовалют.
– Тема очень популярна, но криптовалюта российским законодательством никак не регулируется, непонятно, как брокерская компания будет отчитываться, – говорит известный волгоградский финансовый брокер Карэн Туманянц. – Однако физлицам, в принципе, никто не запрещает тратить на это собственные деньги. Скажу, что среди моих знакомых такие инвестиции никто не делает, а если и делает, то в этом не признается. Здесь очень высокие риски.
Для сравнения, доходность на рынке акций в 2017 году составила 17–18% годовых, пояснил финансист, добавив, что противопоставлять доходность криптовалют и доходность традиционных способов инвестирования нельзя. Разные горизонты планирования и степень риска.
Майнеры на галерах
Возможно, стремительный рост популярности криптовалют у нас ограничивается сложностью понимания технической стороны вопроса. Человеку, далекому от IT-технологий, понадобится довольно много времени для изучения информации. IT-специалист Сергей Глебов наблюдает за судьбой электронных денег еще с 2012 года.
– Мои знакомые «майнили», я – нет, – вспоминает Сергей Глебов. – Сейчас это невыгодно. «Майнить» – значит добывать криптовалюту. Ее можно продать или обменять на какие-нибудь услуги – например, в Японии, биткойн считается законным средством платежей.
Описывая оборот криптовалюты в общих чертах можно проводить аналогию с реальными деньгами. Образно говоря, один биткойн – это цифровой код, построенный на технологии блокчейн. Технология блокчейн содержит всю информацию о транзакциях, но при этом установить владельца «монеты» нельзя. Именно обезличенность и высокая степень защиты обеспечили биткойну популярность.
Кроме того, эмиссию электронных денег нельзя контролировать – в этом вся суть криптовалют. Она происходит в непроизвольном порядке в разных частях мира. Эмитируют «монеты» майнеры – люди, установившие на своем оборудовании программу для вычисления нужного кода. Чем популярнее и дороже криптовалюта, тем больше желающих ее добыть, а значит, технический процесс добычи усложняется.
В 2013 году добыть «монету» можно было на видеокарточке, но к началу 2015 года сложность майнинга биткойна выросла в 10 тысяч раз. Находчивые китайцы начали оборудовать у себя мощные вычислительные станции, практически не оставив шансов другим. Сейчас процесс добычи «монет» крайне затратный с точки зрения электроэнергии и оборудования. Но у желающих заработать на криптовалютах появились новые возможности: курсовая разница и первичное публичное предложение криптовалюты (ICO).
Заметим, что разработчиком биткойна и технологии блокчейн является Сатоси Накамото – псевдоним одного человека или группы людей. Сатоси Накамото владеет значительным количеством биткойнов и получает значительную выгоду от роста котировок.
Токен-шоу
Первым публичным размещением ICO в истории криптовалют стало размещение токенов для проекта Mastercoin в 2013 году, собравшее 5 млн долларов, говорится в Википедии. К этому количеству нужно добавить те, которые уже размещаются, но еще не вышли на площадки обмена. Капитализация рынка криптовалют составляет на начало июля 2017 года свыше 90 млрд долларов при существенном доминировании биткойна (свыше 40 млрд долларов) и Ethereum (свыше 25 млрд долларов). ICO как инструмент привлечения инвестиций активно осваивается не только IT-компаниями, но и «реальным сектором»: в апреле 2017 года было осуществлено ICO фермы «Колионово», в ходе которого был получен 401 биткойн, что эквивалентно более 500 тыс. долларов.
Еще на одной криптоплатформе «Waves» находятся в обороте токены ZrCoin, выпущенные одним из российских производителей диоксида циркония. В июле 2017 года была запущена первая платформа для токенизации людей TokenStars, которая позволяет вкладывать в успех знаменитостей: спортсменов, актеров, музыкантов.
Управлять эмиссией криптовалют нельзя, но можно регулировать ее оборот. Мировое сообщество делает в этом направлении первые шаги и с интересом наблюдает за тем, что будет дальше с котировками и стоимостью ICO. В Японии, например, биткойн является законным платежным средством. Одни полагают, что криптовалютыпостроены по принципу финансовых пирамид – они ничем не подкреплены, и в длительной перспективе криптовалюты рухнут. Другие видят значительный теневой потенциал электронной наличности, за которую можно купить незаконный товар или услугу, в том числе, загнать в электронную наличность теневые реальные деньги.
Кстати, такие случаи уже отмечены в США. Существует мнение, что за электронной наличностью большое будущее, поскольку сфера реализации биткойнов будет расширяться с введением криптовалют в государствах в качестве допустимого платежного средства.
– Для мировой финансовой системы вероятный крах этого рынка угрозы не представляет, пока эта воронка не начала засасывать глобальные финансовые потоки, – говорит Олег Богданов, главный аналитик «Телетрейд Групп». – Пока транзакции не ушли в тень блокчейна, в зону, которую контролируют какие-то китайские майнеры или вообще непонятно кто.
Действительно, китайцы сейчас оказывают значительное влияние на стоимость ICO, и это продемонстрировали события минувшего сентября. Власти КНР сообщили о полном запрете ICO и необходимости возврата выручки по ним. В результате котировки всех криптовалют поползли вниз: китайцы избавлялись от «монет». Однако неделю спустя власти пояснили, что запрет носит временный характер до того, как будет определен правовой статус ICO.
Кстати, легендарный Джордан Белфорт, про которого был снят известный фильм «Волк с Уолл-стрит», считает ICO «крупнейшим мошенничеством в истории».
– Я не говорю, что что-то не так с самой идеей криптовалют … Вопрос в людях, которые затем придут и опошлят эту идею, – цитирует Белфорта Financial Times.
Каждый достоин
Расплатиться биткойном за товар или услугу теоретически можно, но для среднестатистического россиянина перечень товаров или услуг очень узок. Авиабилет японской авиакомпании, например, купленный за биткойн, может пригодиться единицам россиян. Другое дело обмен биткойнов на реальную валюту. Журналисты издания РБК, в частности, приводят несколько криптовалютных обменников – HotExchange, Payforia – и разъясняют, как это сделать.
Обменять средства можно на рубли, доллары, украинские гривны и другие валюты с переводом их на банковские карты и электронные кошельки. При обмене криптовалюты на реальные деньги необходимо учитывать несколько нюансов, указывают эксперты. Фиксированного курса у криптовалюты не существует, так что стоимость будет отличаться в зависимости от выбранной площадки.
Также нужно иметь в виду, что обменники и биржи берут комиссию. В зависимости от сервиса она может колебаться от 1,6 до 6–7%. Если подобрать биржу или обменник с ценником, близким к средневзвешенному курсу обмена, и умеренными комиссиями (до 3%), значительных потерь при обмене удастся избежать, – объясняет редактор отраслевого портала Happy Coin Club Валерий Смаль.
Другой способ получить рубли за биткойн – просто его продать. Для поиска потенциальных покупателей в Интернете есть специальные площадки, например сайт LocalBitcoins.com (на нем есть раздел по России) и группа Bitcoin Russia в Telegram. Правда, в такой ситуации у человека нет гарантии, что покупатель или продавец его не обманет. При продаже из рук в руки опасность состоит в том, что кто-то должен сделать первый шаг – перевести биткойны или провести оплату реальными деньгами – и таким образом пойти на риск, что контрагент не выполнит свои обязательства.