МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Волгоград

Волгоградские художники устроили мирную революцию

Ярким событием для культурного Волгограда стала выставка «Октябрь семнадцатого»

Ярким событием для культурного Волгограда стала выставка «Октябрь семнадцатого», открытая Волгоградским музеем имени Машкова в обновленном зале на Чуйкова, 37.

Гостей вернисажа встречали самолично Владимир Ленин со своим соратником Феликсом Дзержинским. В этой эксцентричной парочке исторических персон знатоки признали актеров одного из волгоградских театров. Ильич в кепке и его «железный Феликс» появились не случайно. Название выставки прямо отсылает к бурным событиям прошлого века.

– Когда мы говорим про октябрь семнадцатого в России, сразу возникают ассоциации с залпом «Авроры», красными знаменами и кумачовыми лозунгами, революцией, которая несла и надежду, и гибель, строила новый мир и разрушала семьи, – пояснила замысел одна из участниц выставки, известный волгоградский художник Елена Орлова.

– В 1917-м сметались старые устои, общество искало новые пути. Многие художники замерли в то время. В непонимании. В ожидании. У каждого был свой путь и своя революция. Всегда важен смысл. И память. И мечты о новом справедливом мире. Выставка, скорее, об этом. Октябрь для нас и точка подведения итогов, и точка отсчета.

Участники выставки – трое волгоградских художников Елена Орлова, Мария Мелихова и Сергей Блох, каждый по-своему слушает свое время, порой экспериментально преломляя свой опыт.

Елена Орлова представила свою знаменитую графику. В основном акварели. Художницу занимает цвет, его способность собираться в один большой цветовой пласт из мельчайших разноцветных частиц. Восхищенное изумление публики вызвало то, какие радужные картины создает этот автор на бумаге с помощью обычных ручек, фломастеров, карандашей, акварели, туши. Эти рисунки ювелирно тонкие, детальные и очень женственные. Работы повествовательны, они рассказывают обо всем, что дорого художнице:

– Они о том, что радует глаз, что окружает меня. Люблю натюрморты, особенно натюрморты с цветами, передавать сиюминутность которых и интересно, и сложно. Еще одна часть моих работ – своеобразный личный дневник: путевые зарисовки, наблюдения, воспоминания. Цветущий май, январские ирисы, лодки на тихом августовском побережье. И, конечно, октябрь. Свой октябрь. С теплым пледом, интересной книгой. С чашкой горячего чая. И с памятью о полыхающих за окном знаменах.

Поразили цианотипии с коллажами, живописные холсты и шелковые платки с уникальными росписями Марии Мелиховой, которые она посвятила родному Волгограду.

Художница выполнила цикл «Моя семья» в малознакомой большинству волгоградских зрителей технике цианотипии, сведения о которой она нашла в Интернете. Фактически это фотопечать, но без использования серебра.

Художнице понравилось, что можно переносить изображения не только на бумагу, но и на ткань. На поверхность в темноте наносится светочувствительная смесь, сверху кладется негатив – и все это выносится на солнце. В результате кропотливого процесса получились необычные дизайнерские панно. Это многократно увеличенные и тонированные старые семейные фотокарточки полувековой давности. Такие черно-белые снимки наверняка есть у каждого. Камерные, лишенные пафоса, они превратили историю одной семьи в пронзительный художественный образ целого поколения большой страны.

Марию Мелихову отличает смелость в поиске новых решений. Даже, казалось, традиционные живописные холсты у нее необычные. Это как будто фрагменты огромного живописного пазла, из которых складываются любимые места прогулок по центру города от улицы Мира до улицы Чуйкова.

В них южное небо и солнце, заливающее все вокруг светом, который не каждый художник может «поймать», капители, балкончики, пилястры, арки и другие элементы советского монументального ампира. По ним сразу узнаешь облик старых волгоградских домов постройки прошлого века. И те же силуэты волгоградской архитектуры видишь в росписях по шелку в женственной серии из десяти платков. Это овеществленные воспоминания и любовь к родному городу.

– Я хотела от семьи и города прийти к себе. Я – это мои близкие, все, что меня окружает.

Третий участник выставки – Сергей Блох, как и художники-революционеры сто лет назад, занят открытием новых форм. Для приверженцев концептуального искусства его зона экспозиции оказалась самой привлекательной.

В инсталляции – 12 круглых холстов с изображением райских птиц и три арт-объекта в виде клеток. Проект называется «Гласные», он посвящен свободе.

Прутья клеток представляют собой нанизанные на лески «осколки прошлого». Бусины, заколки, брелоки, какие-то винтики, старые ключи от квартиры и от ящиков и т. д. Эта мелочевка, «мусор», тем не менее, напоминают о важных событиях и человеческих отношениях. Она копилась лет десять, прежде чем стать художественным произведением. Еще Сергея вдохновило стихотворение Артюра Рэмбо «Гласные» – и как звук, и как символ открытости.

– Ну, прошлое не схватить и не изменить, оно свободно, и в то же время я всегда в его плену, – объясняет концепцию Сергей Блох. – Клетки пусты, птицы выпущены на волю, даже холсты без рам... Рамы – это ведь тоже метафорическая клетка для картины. В клетке нет места ни цвету, ни звуку. У цвета, как у птиц, своя жизнь. И своя траектория полета. У птиц нет фона, он тоже свободен и существует вне картин, отдельно. В общем, я всех и ото всего освободил.

Такие разные волгоградские художники подарили горожанам современный образ нового Октября. И он вовсе не революционный, а мирный, светлый и оптимистичный.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах