Ветер перемен
– Владимир Юрьевич, как, по-вашему, изменился Волгоград в туристическом плане и как оцениваете развитие отрасли в регионе?
– Я был в Волгограде ровно полтора года тому назад. С моей точки зрения, за это время произошли разительные перемены. Во-первых, в гостиничном сегменте. Стало больше сетевых гостиничных операторов. Конечно, мы связываем это с подготовкой города к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Но и после мундиаля эти гостиницы никуда не денутся и будут служить туриндустрии Волгоградской области.
Во-вторых – ресторация. Надо отметить, что сделан большой шаг вперед в развитии ресторанного бизнеса Волгоградской области. За эти полтора года московские рестораторы провели ряд семинаров с волгоградскими коллегами, что позволило последним подтянуть свои технологические позиции до серьезного уровня.
В-третьих – четко выстраивается логистика маршрутирования. На форуме «Неделя туризма в Волгоградской области – 2017» как раз шла речь о развитии межрегионального сотрудничества. Чтобы не только Волгоград был мотивационным городом, а серия городов, например в Поволжье, была заинтересована в наращивании туристического потока.
В-четвертых – на волгоградском туррынке в последнее время большую популярность приобретает событийный календарь. Это как раз тот сегмент нашей отрасли, который всегда важен для региона в развитии его паблисити и формировании нового клиентопотока.
– В самом городе что-то изменилось, на ваш взгляд?
– Когда я ехал из аэропорта, оценил качество дорожного покрытия на магистралях. С освещенностью улиц стало лучше, нежели полтора года назад. Это радует!
– Каким по вашему прогнозу будет летний сезон в России?
– Ситуация неоднозначная. По некоторым сегментам будет некоторый рост, по некоторым – чуть-чуть стагнация. К сожалению, культурно-познавательный туризм становится сейчас все менее актуальным, если это не сочетать с интерактивными элементами. Сегодня туристы хотят не просто ехать на маршруты с посещением памятников архитектуры. Это скучно. Наибольшим спросом сейчас пользуются те туристические объекты, которые перестроили формат своей работы с туристами и готовы предложить своим гостям необычные экскурсии с интерактивной частью.
Край родной
– Россияне, в том числе и волгоградцы, стали больше интересоваться историей своей страны, краеведением. Вырос ли спрос на познавательные туры?
– Конечно! За 2016 год рост культурно-познавательных туров в среднем по стране увеличился на 24% по сравнению с 2015 годом. В основном по брендовым маршрутам: «Золотое кольцо России», «Серебряное ожерелье». По итогам трех месяцев 2017 года рост незначительный – всего 5,7%, но к концу года мы предполагаем, что туроператоры нарастят темпы.
– Как отразится на внутреннем туризме возобновление туров в Турцию и Египет?
– В основном это влияет на объем пляжного отдыха в России. Все-таки культурно-познавательный сегмент – это несколько иное. Если и будет по некоторым сегментам небольшое уменьшение, то не достигнет глобальных масштабов.
– Насколько эффективны региональные программы по развитию внутреннего и въездного туризма?
– В разных субъектах страны индикатор эффективности разный. Это прежде всего зависит от работы отраслевого сообщества в каждом конкретном регионе. Если программа сориентирована на отраслевое сообщество, то игроки рынка активно участвуют в ней.
К сожалению, многие существующие региональные программы разрабатывались, как правило, «теоретиками», поэтому и получались «теоретическими». В них сформулировано то, как должно быть, но о самом механизме реализации идей и проектов не сказано ничего. В каждом регионе население должно знать, как развитие туризма скажется на благосостоянии территории, должны быть обозначены реальные сроки и какие позитивные перемены произойдут в конечном итоге.
Вполне очевидно, что большинству существующих региональных программ развития туризма недостаточно практического опыта. Именно прикладные отраслевые технологии дают четкое представление о форматах современной туристской инфраструктуры, стандартах качества для формирования турпродукта в том или ином регионе.
Кроме того, необходимо объединять средства и выводить на внутренний и внешний рынки яркие бренды. Малоэффективно и очень затратно продвигать бренд отдельно взятого региона. Нужен такой брендовый продукт, который бы объединял несколько территорий. Тогда усиливается его потенциал, что позволяет перераспределять клиентопотоки.
Волгоград – речной город. Для развития здесь программ внутреннего и въездного туризма, а также брендинга я бы порекомендовал взять опыт других регионов, например объединенных в популярный туристический маршрут «Золотое кольцо России». У Волгограда есть вектор развития под брендом «Большая Волга»: применяя тот же инструментарий, как у «Золотого кольца», можно добиться высоких показателей.
Водные перспективы
– Владимир Юрьевич, многие региональные администрации в развитии туризма уповают на инвестиции – как частные, так и государственные. Как этот вопрос может быть отражен в содержании региональной программы?
– Безусловно, благоприятный инвестиционный климат в регионе – это прочная основа для привлечения дополнительных финансовых средств. Его прочность и эффективность очень серьезно влияют на развитие инфраструктуры: гостиничной, ресторанной, музейной. Соответственно, это позволяет расширить ассортимент маршрутов. Инвестиции – это двигатель любой отрасли, в том числе и туризма.
– Ваша ассоциация реализует проект «Открытое Отечество», в рамках которого 12 программ, призванных за счет внебюджетных средств развивать туристскую инфраструктуру в регионах страны. Планируется ли включить в проект Волгоградскую область?
– Прежде всего, я хотел бы отметить, что негосударственные программы – все внебюджетные. Нам не нужно ни с кем согласовывать наши проекты. Только один орган одобряет их – Наблюдательный совет ассоциации, в составе которого видные российские общественные деятели и крупнейшие предприниматели России. Совет контролирует целевое использование средств программ и подпроектов. Под его авторитет привлекаются гранты и идут инвесторы.
В 2018 году у нас выделен грант, который мы будем использовать для развития и стимулирования туризма под брендом «Большая Волга». Соответственно, Волгоград тоже в этом проекте. В программу входит развитие транспортной и гостиничной инфраструктуры, инвестиции в туроператорские технологии. Общая сумма гранта на реализацию проекта «Большая Волга» составляет 19 млн рублей.
– Насколько я понимаю, туризм в России сегодня выгоднее развивать на межрегиональном уровне?
– Безусловно. Только в некоторых случаях туризм может развиваться локально. Если мы обратимся к европейскому опыту, то увидим, что все туристические технологии нацелены на межрегиональное сотрудничество. Тот вектор взаимодействия городов Поволжья, который сегодня активно начал развиваться, приносит свои плоды. В рамках двух брендов – «Большая Волга» и «Великая Волга» задействованы разные отраслевые сообщества, которые продвигают свои продукты на туристическом рынке. От их успеха будет зависеть и общее благосостояние Волгоградского региона.
У города есть большой туристический потенциал. Главным образом он проявляется в историко-патриотической тематике. Это общероссийский тренд, заданный Минобороны России. Ярким примером тому служит глобальный проект парк «Патриот» в Кубинке и развитие сети таких парков по всей стране, начиная от Севастополя и заканчивая крайними точками на карте России. Это говорит о том, что Минобороны РФ приступило к системным мероприятиям в этом направлении. И совершенно точно Волгоградская область здесь должна занять место одного из ведущих регионов.
Одним из партнеров проекта является железнодорожный перевозчик. Такое партнерство транспортной компании и Минобороны РФ дает надежду, что многие технологии будут восстановлены. Так как я являюсь членом оргкомитета по развитию парков «Патриот», то выстроить коммуникацию с Агентством по развитию туризма Волгоградской области в этом направлении будет несложно.
Единые правила
– На что должна быть нацелена мотивация межрегионального сотрудничества и какие субъекты страны должны активнее проявлять себя в этом вопросе?
– Мотивация должна быть нацелена, прежде всего, на те регионы, откуда возможно привести клиентов. Кроме того, вы знаете последнее поручение Президента РФ о развитии отдельных видов туризма. К ним относятся лингва-туризм, этно- и агротуры.
Именно векторное межрегиональное сотрудничество может стать эффективным инструментом в объединении, прежде всего, маркетинговых бюджетов, способным очень четко увязать событийный календарь регионов, чтобы в одни и те же даты не проводились крупные мероприятия в соседних городах – это будет только нарушать здоровую конкуренцию на рынке и борьбу за клиента.
– А что, на ваш взгляд, мешает туроператорам в развитии межрегионального сотрудничества и разработке межрегионального туристического продукта?
– Прежде всего, отсутствие в соседних регионах единых стандартов для предприятий по оказанию туристических услуг. Например, отелей. Нам остается только радоваться, что участие России в чемпионате мира по футболу, который состоится уже через год, позволило развить в городах-участниках сегмент гостиничного бизнеса. Здесь много спорных вопросов и политических моментов. Тем не менее, в Волгограде мотивация участия в мундиале позволила сформировать конкурентоспособную инфраструктуру, особенно в сегменте «3+» и «4 звезды», а на сегодняшний день именно он является самым востребованным в туроператорских программах. У тех клиентов, которые не сумели из-за санкций ЕС выехать за рубеж, именно этот гостиничный стандарт пользуется большой популярностью. А так как раньше был дефицит отелей соответствующего уровня, туроператоры не могли специализироваться на предоставлении более качественных туристических услуг.
Новый вектор развития гостиничной инфраструктуры в городах позволяет более активно развивать межрегиональное сотрудничество в единых стандартах качества.