Первые минуты шока
Взрыв газового оборудования – эта версия проверялась в течение первого часа, минувшего сразу после того, как город узнал о взрыве. Вскоре стало известно, что автобус работал на дизеле, а это означает, что никакой газ там взорваться не мог. Еще через полчаса представитель национального антитеррористического комитета в Волгоградской области сделал официальное заявление: в салоне автобуса было заложено взрывное устройство. Какое именно, тогда еще не было установлено, но первоначально шла речь о ручной гранате.
Десятки автомобилистов, ехавших по улице Лазоревой, стали очевидцами страшного взрыва. Невольными свидетелями этого шокирующего зрелища стали и люди, ожидавшие транспорт на остановке. Повсюду были разбросаны стекла, искореженные металлические детали фрагменты человеческих тел. Вскоре приехала «скорая», появились экстренные службы. Кто-то даже успел сообщить журналистам, которые в числе первых оказались на месте трагедии и вовсю опрашивали пострадавших. Уже через считанные минуты о взрыве на окраине Волгограда сообщали все ленты информационных агентств…
В экстренном режиме
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Волгоградской области было возбуждено уголовное дело по трем статьям ‑ «Террористический акт», «Убийство» и «Незаконный оборот оружия». Это сегодня уже известны почти все детали громкого преступления, потрясшего города. Два года назад по указанию руководителя оперативного штаба национального антитеррористического комитета, к месту происшествия были направлены силы и средства подразделений ФСБ, МВД и МЧС. Оперативным штабом координировалась деятельность служб быстрого реагирования, органов безопасности и сил правопорядка по недопущению возможных повторных взрывов, организации комплекса административно-режимных и оперативно-розыскных мероприятий.
Больницы Волгограда тем временем пополнялись пострадавшими. К 16.00 стало известно, что в результате взрыва погибло 6 человек, 40 пассажиров было эвакуировано. Людей размещали в травматологических и хирургических отделениях. Пациенты поступали с сильнейшими ожогами, оторванными конечностями, повреждениями мягких тканей, контузией, ушибами. Медики полны тревожных предчувствий: ближайшие трое суток могли оказаться роковыми для самых тяжелых пациентов. С теми же, кто выжил, работали психологи — люди находились в шоковом состоянии…
Метила в столицу, попала в Волгоград
Уже спустя несколько часов удалось установить личность террористки-смертницы, которая и привела в действие взрывное устройство. Ей оказалась 30-летняя уроженка Республики Дагестан Наида Асиялова. Документы женщины были найдены рядом с местом происшествия. Как позже установят следователи, она была женой одного из боевиков махачкалинской бандгруппы Дмитрия Соколова, принявшего Ислам незадолго до трагедии. Следствием было доказано, что именно он готовил взрывное устройство и свою супругу к самоподрыву.
Кроме того, правоохранительными органами прорабатывалась версия, что Асиялова должна была совершить теракт не в Волгограде, а в Москве. По крайне мере, об это говорит билет до столицы, найденный при осмотре вещей погибшей.
В поисках жертв
Согласно официальному расписанию ежедневного автобуса Махачкала — Москва, Волгоград он проезжает без остановки. Но если прикинуть по времени, во сколько именно идет автобус, выходит, что смертница попросила водителя высадить ее именно здесь между 11.30 и 12.00. Еще несколько часов Асиялова гуляет по городу. По некоторым данным, сначала ее видели в районе улицы Землячки, затем, взяв такси, она приехала к Волгоградскому госуниверситету, потом некоторое время бродила по торгово-развлекательному центру «Акверель», где ее зафиксировали видеокамеры. Смертница выбирала цель для атаки, но был будний день, обеденное время, посетителей в торговом центре оказалось немного. Да и силы взрывного устройства у смертницы не хватило бы: позже станет известно, что мощность самодельной бомбы равнялась 500—600 г в тротиловом эквиваленте.
В конце концов террористка Асиялова дошла до остановки, дождалась автобуса и зашла в салон. Несколько мест там были заполнены как раз молодыми людьми: вместе с террористкой в салон вошла стайка первокурсниц. Никто из них не знал, что в ту минуту, когда дверцы автобуса № 29 захлопнулись, они уже были приговорены. Чуть позже, на остановке «Химтехникум», в автобус зашли студенты колледжа. Их глаза были распахнуты навстречу жизни, далекому и прекрасному будущему, которое теперь уже никогда не настанет. Для Асияловой фигуры, которыми нужно было пожертвовать во имя джихада, заняли свои места на доске.
Смертельная игра подошла к своему страшному финалу, когда автобус подъезжал к остановке «Лесобаза». Нащупав под фальшивым гипсом на руке кнопку электронного детонатора, она привела свой страшный приговор в исполнение…
Красные гвоздики и слезы матерей
Сильный удар, оглушающий звон в ушах и ослепляющая вспышка – для пассажиров того рокового рейса эти воспоминания стали общими на всех. В тот день они стали братьями по крови в самом прямом смысле этого слова. Уже через несколько часов в больницы потянулись первые желающие сдать кровь. А ближе к полуночи, несмотря на выставленное оцепление, многочисленные предупреждения следователей, изучающих все обстоятельства трагедии, не приближаться к территории, на месте у взорванного автобуса появились охапки красных гвоздик на месте красных луж. На долгие три дня Волгоград погрузился в траур.
Не описать словами те чувства, которые испытывали семьи погибших. Боль и скорбь вместе с ними разделяли тысячи неравнодушных горожан, миллионы жителей страны. Из-за рубежа в Волгоград шли телеграммы с соболезнованиями и словами поддержки. Все последующие дни людей не оставлял один единственный вопрос – кто же ответит за гибель ни в чем не повинных молодых людей, многим из которых на тот момент не было еще и 25 лет?
«Найти Соколова стало главной задачей. Мы его нашли и положили», ‑ рассказал «МК» участник спецоперации по ликвидации банды террористов. В ночь на 16 ноября на окраине Махачкалы в частном доме были блокированы и затем уничтожены боевики. Среди них оказался русский ваххабит Дмитрий Соколов, взявший на себя ответственность за подрыв рейсового автобуса в Волгограде.
Спустя два дня стало известно, что в одной из московских больниц, куда спецбортом МЧС отправили самых тяжелых пострадавших, скончалась седьмая пострадавшая в результате взрыва – кондуктор автобуса №29…
…С тех пор прошло два года. На месте той страшной трагедии установили поклонный крест, на котором высечены имена всех семи погибших. Они навсегда остались в памяти волгоградцев: Мария Попадинец, Юлия Приходченко, Елена Михайлова, Виктория Конева, Максим Летков, Кирилл Литвиненко, Татьяна Верещагина.
Сегодня православные священники отслужили панихиду. В 13.50 родные и друзья погибших, простые жители почтили память жертв теракта минутой молчания, после чего запустили в небо воздушные шары белого цвета.