МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Волгоград

Депутаты Госдумы укрепят национальное самосознание россиян едиными учебниками

Парламентарии от партии «Единая Россия» подготовили поправки, согласно которым будут созданы общие базовые линейки учебников по основным гуманитарным предметам – истории, русскому языку и литературе. Введение единых учебников, по мнению депутатов Госдумы, будет способствовать воспитанию в стенах школы достойного гражданина и патриота России. Волгоградские эксперты считают, что законопроект недостаточно проработан и в виде, котором он находится сейчас, только затруднит образовательный процесс. 

Великий и могучий

На сегодняшний день в гуманитарном образовании действует принцип вариативности – в 2011-2012 годы Минобрнауки разрешило к использованию 1872 учебника, в 2013-2014 годах – уже 2982. Российские парламентарии считают, что такой подход не только осложняет переход из одной школы в другую, более того – нарушает конституционные права школьников, так как учебные заведения без согласия детей и родителей выбирают, по какому учебнику будут учиться школьники.

Законодателям предстоит решить вопрос о школах, в которых изучение русского языка и литературы ведется углубленно – в этом случае преподаватели-предметники пишут собственные программы, используют передовые методики в обучении, и введение единых учебников фактически свяжет их по рукам и ногам.

– Введение единого учебника для всех школ неразумно, – говорит Ирина Жарикова, директор ГБОУ "Волгоградский лицей-интернат "Лидер". – С 2015 года даже ЕГЭ будет разделено на два уровня – базовый и профильный, по такому же принципу на государственном уровне необходимо принять единые учебники, при этом оставив преподавателям возможность применять и собственные наработки.

Необходимо отметить, что практически в каждом регионе присутствуют фонетические и лексические особенности, и чтобы это осознавать, быть специалистом в области диалектологии не обязательно, – общеизвестно, что ростовчане «гэкают», сибиряки тянут гласные, а многие общеупотребимые в той или иной области слова жителю другого региона могут быть непонятны. Чтобы привести речь всех школьников к стандарту – единый учебник не поможет, более того, он только затруднит эту задачу.

– Перед российскими учителями остро стоит проблема преподавания русского языка как иностранного, – объясняет заведующая кафедрой литературы и журналистики ВолГУ Ольга Прихватилова. – Чтобы научить ребенка нормам современного русского литературного языка, несомненно, нужно сформировать общую базу. Тем не менее, специалисты должны участвовать в создании адаптированных учебников, в этом случае будет повышаться уровень образования в целом.

Любить Родину с открытыми глазами

Этнокультурные особенности касаются не только изучения русского языка и литературы, но и, что особенно важно, истории. С Волгоградской областью граничит Республика Калмыкия – регион, обладающий собственной, помимо общероссийской, историей, и было бы весьма странно лишить юных калмыков возможности ее изучения. Этот момент законодатели предусмотрели – в дополнение к учебникам регионы будут при желании разрабатывать пособия с местным "колоритом". Однако их проверят на соответствие общей концепции.

– В Волгоградском регионе такое пособие, насколько я знаю, уже разрабатывается, – объясняет Елена Сорокина, преподаватель истории гимназии № 13. – Изучать историю родного края необходимо, как известно, любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине. К тому же, это не столько рекомендация, сколько требование концепции преподавания истории в школе.

Единство языка, истории и культуры – три кита, на которых держится государство. Поэтому введение единых учебников – вопрос национальной безопасности, как заметил завкафедрой общей политологии НИУ ВШЭ Леонид Поляков, связавший путаницу в головах с ситуацией в Украине.

Его волгоградский коллега Андрей Серенко, политолог, с такой позицией не согласен, напоминая, что как раз в Украине учебники были единые, только выполняли не совсем ту функцию, которую реализует собственно образование.

– Я не сторонник введения жесткой унификации, но считаю, что было бы неплохо ввести единый учебник истории. Важно понимать, зачем это делается – с целью пропаганды или чтобы решить ряд проблем в изучении истории, – говорит политолог. – Если он будет написан хорошо, то способствует становлению национального сознания. Если он будет написан плохо, как это обычно бывает, станет причиной обращения к альтернативным источникам – Карамзину, Соловьеву.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что отбор учебников будет проводить конкурсная комиссия из представителей минобрнауки, региональных чиновников, а также специалистов. После того как новые учебники будут подготовлены, их опубликуют на сайте министерства.

В течение месяца будет проведена общественная экспертиза, затем за месяц комиссия обобщит высказанные замечания и предоставит их авторам, а те смогут внести изменения. На реализацию проекта отводится менее года – столько короткий срок едва ли располагает к качественной проработке учебных материалов. Ждет ли нас новая «история партии» вкупе с росреализмом – покажет время. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах