В столицу за тысячу
В столицу за тысячу рублей самолетом – то, о чем радовавшимся появлению лоукостера в регионе придется забыть, хотя бы на время. Волгоград – Москва, напомним, стал вторым направлением авиакомпании после маршрута Москва – Симферополь. Ранее коммерческий директор проекта Хайден Майкл Брайан заявлял, что «Волгоградский регион стратегически важен для компании – это тот самый вторичный рынок, который сегодня чрезвычайно интересен перевозчикам». Руководитель же области отмечал приход дочерней компании «Аэрофлота» как значимое для региона событие, говоря о том, что «речь идет об увеличении конкуренции среди авиакомпаний, снижении цены на билеты». А волгоградцы тем временем были крайне довольны билетами за 999 рублей. К концу этого года «Добролет» должен был перевезти около 60 тысяч пассажиров по указанному направлению. Но, видимо, уже не перевезет.
Радужные ожидания
С момента появления «Добролета» в Волгограде, эксперты считали, что новый вид авиасообщения, который свяжет Волгоградский регион с другими, положительно скажется на изменении и экономической, и социальной ситуации в области. «Чем теснее Волгоград будет связан авиамаршрутами с другими регионами и странами, тем мобильнее будет население всего региона, тем больше будет у него возможностей для самореализации», – говорил Борис Сипливый, профессор кафедры теоретической физики и волновых процессов ВолГУ. Также эксперты отмечают, что запуск такого проекта, безусловно, положительно скажется на развитии экономики региона в целом, так и на возможностях узких деловых кругов, ведь такой проект не только увеличит конкуренцию среди авиакомпаний, но и увеличит возможности местных деловых кругов.
Сбит санкциями
За то, что «Добролет», согласно заявлению Брюсселя, «облегчает интеграцию незаконно аннексированной Автономной Республики Крым в Российскую Федерацию и подрывает суверенитет и территориальную целостность Украины», если более конкретно – осуществляет полеты в Крым, авиакомпания и попала в секционный список Евросоюза. Ряд европейских контрагентов сообщил об отказе выполнять свои обязательства перед авиаперевозчиком – аннулировано действие договоров лизинга, технического обслуживания и страхования воздушных судов, а также предоставления аэронавигационной информации. Лизинговая компания, поставляющая самолеты дискаунтеру – ирландская AWAS аннулировала договоры лизинга самолетов Boeing 737–800. По билетам «Добролета» Москва – Волгоград до 20 августа пассажиров будут возить «Оренбургские авиалинии", все остальные билеты придется сдать, компания полностью компенсирует их стоимость. Москва – Симферополь продержится в воздухе до 15 сентября.
Без крыльев
Евросанкции отчасти подсветили проблемы российского авиапрома. В коммерческом парке России 65% иностранных воздушных судов. За последние 4 года парк авиакомпаний пополнился 540 пассажирскими самолетами зарубежного производства и только 50 отечественными. В собственности наших компаний лишь 363 судна, тогда как 484 – в лизинге и аренде. Территория России – 17 миллионов квадратных километров и обойтись без авиации мы не сможем. Руководство страны не бездействует – в ноябре 2012-го была принята госпрограмма «Развитие авиационной промышленности», рассчитанная до 2025 года. На 12 лет запланировано направить на программу 1,205 трлн рублей бюджетных ассигнований. Однако, несмотря на прошлую аналогичную программу, «Суперджеты» до сих пор делают штучно, а более половины комплектующих поставляются из Европы. То есть и он может так же легко попасть под санкции и быть остановлен.
Око за око, крыло за крыло
Ответом на европейские санкции против дискаунтера может стать запрет или ограничение транзитных полетов европейских авиакомпаний из Европы в Азию через территорию России. Речь идет о транссибирском маршруте, используемом для полетов Европа – Азия, за следование по которому авиаперевозчики платят "Аэрофлоту". В случае запрета перелетов маршрут станет длиннее на 4 тыс, а на каждый рейс западные компании станут тратить до $30 тыс. больше. Аэрофлот же гарантированно, по оценкам экспертов, потеряет $10-20 млн из-за приостановки полетов "Добролета". «Чайки, от которых ты улетел, стоят на земле, они кричат и дерутся друг с другом… Да ведь они, Джон, не могут разглядеть концов своих собственных крыльев», – писал Ричард Бах. К сложившейся ситуации совет мудрой чайки Салливан вполне применим. России есть чем ответить.