В последнее время криминальный фон вокруг волгоградских рынков зашкаливает. Бандитские разборки в центре города, подробности уголовных дел на устах у жителей Волгограда. Очередной эпизод криминального характера позволяет говорить, что появилась надежда, что незаконное обогащение ограниченного количества лиц за счет муниципального имущества будет остановлено и вся прибыль будет поступать в бюджет.
Пули над «бродвеем»
Напомним, что 21 мая вечером в самом центре города был застрелен Сергей Брудный, которого считают хозяином Тракторозаводского рынка. Вместе с ним ранение получил его коллега – учредитель ООО «Центральный рынок» Евгений Ремезов. У него и у Михаила Калачева, бывшего директора МУП «Центральный рынок», в рамках уголовного дела совсем недавно были проведены обыски. На предприятии Калачева, задержанного следственными органами по подозрению в злоупотреблении полномочиями, изъята бухгалтерская и иная финансово-хозяйственная документация, имеющая отношение к расследованию дела.
На сегодняшний день установлено, что сумма недополученных доходов МУПа от сдачи в аренду мясомолочного и овощного корпусов общей площадью свыше 16 тысяч кв. м составила почти 263 млн рублей. Большая часть этих денег должна была идти на содержание, реконструкцию и благоустройство главного рынка областного центра, которому давно нужны качественный ремонт, освещение, новые холодильные витрины. Но этого не происходило, на данный момент состояние помещений и оборудования оставляет желать лучшего.
Следует особо отметить, что коммерческая организация ООО «Центральный рынок» хозяйственной деятельностью не занималась, а сдавала площади рынка в субаренду порядка 100 предпринимателям. Ежегодные поступления только от одного субарендатора – ООО «МАН», составляют 48 млн рублей. Несложно подсчитать, какова была сверхприбыль предприятия, если за аренду платилось порядка 16-18 млн рублей.
От странных арендных платежей напрямую страдал и бюджет города. За использование собственности муниципалитета в казну поступало не более 90-110 тысяч рублей. Размер недополученных городским бюджетом денег за последние пять лет по разным оценкам составляет почти 40 млн рублей.
Знали и молчали
Следствием также установлено, что бывший директор МУПа Калачев, злоупотребляя доверенными ему учредителем –департаментом муниципального имущества администрации Волгограда полномочиями, продлил условия договора аренды с ООО «Центральный рынок» вплоть до 2026 года. При этом бывший директор МУПа нарушил Закон «О конкуренции», создав незаконные преференции компании Ремезова, тогда как другие предприниматели должны были проходить через конкурсы и аукционы, чтобы получить право на заключение договора аренды муниципального имущества.
Как считает следствие, переданный в хозяйственное ведение МУПу Центральный рынок сдавался в аренду ООО «Центральный рынок» на крайне не выгодных как для МУПа, так и для собственника условиях с размером арендной платы, которая была в разы меньше положенной утвержденными городской думой нормативами. Почему предыдущие представители власти не замечали этого факта, сейчас выясняет следстваие.
Эдуард Панин, руководитель волгоградского отделения «Деловой России», считает, что всему виной слабая управляемость и отсутствие контроля со стороны прежних руководителей волгоградской мэрии. «На мой взгляд, львиная доля вины лежит на плечах предыдущей администрации города, – говорит Панин. – Я считаю, задерживать нужно тех, кто создал такие отношения, тех, кто создал систему».
«Я могу отчитаться за каждый заработанный мною миллион, кроме первого», – признавался американский мультимиллионер Рокфеллер, имя которого давно стало нарицательным. Сложившаяся в Волгограде ситуация указывает на многочисленные признаки существования многолетней преступной схемы незаконного обогащения определенной группы лиц за счет использования муниципальной собственности.
Концы не в воду
В этой схеме, считает следствие, могли быть задействованы принимающие решения представители «рыночной бюрократии», муниципальных властей и правоохранительных органов. Леонид Семергей, в прошлом начальник отдела по борьбе с экономическими преступлениями КГБ СССР, ныне – член Общественной палаты и директор МУ МУП «Ворошиловский рынок», считает, что понять, как работает схема, не сложно. «В результате элементарного экономического анализа всегда можно отследить направление финансовых потоков рынка, – уверен Семергей. – Для этого у нас есть и административные, и надзорные органы, и, безусловно, сотрудники правоохранительных органов».
К волгоградским правоохранителям тоже есть вопросы. Сложно поверить, что силовики не знали о сложившейся вокруг волгоградских рынков ситуации. А если знали, почему не пресекали? Примечательно, что активизация следственных действий началась сразу после требования главы региона Андрея Бочарова о реальной борьбе с коррупцией и наведении порядка в рыночном хозяйстве областного центра. Непостижимые ранее преступные схемы внезапно стали ясными и понятными.
Брудный мертв, степень вины Ремезова предстоит доказать следователям. По сути, осталось только определиться с ответом на главный, гораздо более актуальный, учитывая дефицитность волгоградского бюджета, вопрос: «Что делать?» Наверняка в ближайшее время городская команда молодых профессионалов должна ответить и на него.