МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Волгоград

Роман Гребенников: “Друзья остаются друзьями”

В гостях у "МК-В" экс-мэр Волгограда Роман ГРЕБЕННИКОВ

О большинстве политиков у земляков сложились весьма своеобразные впечатления, значительная часть которых отражается в народном названии, данном одной известной партии. В этом чиновничьем клубе строго пресекается инакомыслие, а жизнь строится по принципу “кто не с нами, тот против нас”. Тем не менее, в регионе еще не перевелись те, кто не боится высказывать свое мнение. Увы, таких остается все меньше: конформистам в наше время живется значительно легче. Сегодня у нас в гостях экс-мэр Волгограда Роман ГРЕБЕННИКОВ, которому мы решили задать вопросы под грифом “вне политики”.

— Есть такая песня “Как хорошо быть генералом!”. А каково быть бизнесменом?

— Свои сложности есть и в хозяйственной деятельности, и в политике, и в бизнесе. Что касается последнего, то здесь есть и свои преимущества. В том смысле, что ты уже сам распоряжаешься своим временем. Над тобой не висят дамокловым мечом вопросы о том, велик ли износ сетей, не произошла ли какая-нибудь авария на теплотрассе, что делать с очередной бомбой времен Великой Отечественной, которую нашли во время строительных работ. Скажу прямо, проблемы города меня волнуют по-прежнему. Но сейчас от моих решений зависит реализация совсем других задач. Надо отслеживать, как выполняются договоренности с партнерами, вовремя ли осуществляются работы и т. д. Не скажу, что это категорически сложнее того, чем я занимался последние годы. Но это совсем другой вид деятельности, и на него надо особым образом настраиваться.

— Еще несколько месяцев назад ваш рабочий день начинался в седьмом часу утра, а заканчивался глубоко за “Спокойной ночи, малыши!”. Как перестраивались на новый график?

— Поначалу было очень сложно. Некоторое время просыпался по привычке в шесть утра. Но сейчас необходимости в столь строгом распорядке нет. Стало значительно больше времени для того, чтобы сосредоточиться на том или ином направлении. Появилось время для того, чтобы больше общаться с семьей, заниматься своим здоровьем, больше выезжать на природу. Одним словом, открываются совсем другие жизненные горизонты.

— А значит, идет и внутренняя трансформация?

— Не без этого. Например, в последнее время во мне активно “зашевелился” Макаренко. Мне очень интересно общаться с собственной дочерью, наблюдать, как она взрослеет, как формируется характер. Ведь это уже почти сформировавшийся человек. В принципе, еще не ясно, кто кого больше воспитывает, я ее или она меня.

К тому же появилось больше возможностей, чтобы пополнить багаж знаний, изучить материалы, до которых не доходили руки. У меня приличная библиотека. Причем значительная часть книг собрана во время командировок в Москву или Питер. В свободное время я обязательно заходил в книжные магазины. Ввиду сверхбыстрого ритма жизни часть приобретений осталась недочитанной. Но теперь я восполняю этот пробел.

— Можно несколько слов о ваших литературных предпочтениях?

— Залпом читаю русскую классику. И перечитываю ее. Например, “Бесов” Достоевского. С возрастом многие вещи воспринимаются по-новому. Что касается современной литературы, то не чураюсь ее, но, к сожалению, по большей части здесь впечатления больше напоминают те ощущения, которые остаются после просмотра голливудских блокбастеров. Вроде бы произвело впечатление, а уже через день не вспомнишь даже сюжета.

С большим удовольствием читаю Василия Васильевича Розанова. Это удивительный мастер пера и философ. О философах вообще отдельный разговор. В особом ряду для меня стоят труды Ивана Ильина, Ивана Солоневича и, естественно, Павла Флоренского. Эта та когорта, благодаря которой сегодня можно говорить о золотом веке русской философии.

— От высоких сфер перейдем к физической культуре. Почему из всего разнообразия видов спорта вы остановились на такой производной от тяжелой атлетики, как пауэрлифтинг?

— У меня отец и брат занимались тяжелой атлетикой. Я, сами понимаете, тоже не мог остаться в стороне. Как только появилась возможность, стал активно работать в спортзале. Нигде так не закаляется характер и не оттачивается воля, как в спорте, особенно там, где есть серьезные нагрузки. Мне по душе хорошие веса. Нравится с ними справляться. Это дополнительная возможность изучить себя, понять, на что ты способен. Никаких фантастических задач стать олимпийцем и т. д. я перед собой не ставлю. Амбициозных целей здесь нет. Занимаешься исключительно для себя, причем с теми, с кем тебе приятно находиться. В спортзале у меня много друзей, как спортсменов, так и любителей. Это, если хотите, некая микрокультура. Одним хочется общаться за кружкой пива. Но нет ничего интереснее, когда ты учишься у кого-то, кто достиг больше, или, наоборот, передаешь опыт новичку. Это мужское общение с людьми, которые знают, что такое трудности и как их преодолевать. Так что советую заниматься атлетикой как мальчишкам, так и юношам и мужчинам. Большая ошибка думать, что в девятнадцать лет надо ходить в спортзал, а в пятьдесят не стоит этого делать. Чепуха! Я с удивлением и почтением наблюдаю, как занимаются люди зрелые. Они не ставят себе цели выжать двести килограммов, но им и не надо этого делать. Это культура здорового образа жизни, поддержания духа и физической формы.

Дочь к физкультуре приобщаете?

— Конечно. Когда у нее появляется свободное время, которое совпадает с моими походами в спортзал, обязательно беру с собой. Понятно, что ни о каких “железках” речи не идет. Она выполняет оздоровительную программу под руководством хорошего тренера. Рекомендую заниматься всей семьей. Мне, правда, пока не удается жену приобщить к таким походам, но, надеюсь, когда-нибудь получится. Ведь это здорово! Особенно, если после хорошей тренировки нырнуть в бассейн. К сожалению, не всегда удается до него добраться, но стремиться к этому нужно.

— Нельзя не вспомнить об экстремальных видах спорта. Думаю, именно в этой плоскости можно рассматривать поход в катакомбы, о котором говорил Президент Дмитрий Медведев. Тут можно провести некую параллель со спелеологами, скалолазами и т. д. Хотелось бы отправиться, например, в горы?

— С удовольствием! Кстати, я неплохо катаюсь на горных лыжах. Не мастер, конечно, через деревья не прыгаю, но тем не менее.

— А вообще не было желания посмотреть, что представляют из себя катакомбы?

— Желание есть, тем более что о них ходит множество легенд. Уж не знаю, пойдет ли со мной господин губернатор, он тактично ушел от моего предложения, но в любом случае будет интересно.

— Теперь пройдемся по традиционным мужским увлечениям...

— Вот единственное, за что меня критикуют друзья, и на что у меня не хватает терпения, — это рыбалка. Ну не рыбак, и все! Могу составить компанию и поучаствовать в этом процессе, но всерьез получать удовольствие от того, что вытягиваешь одного за другим карасика или душмана, не выходит. Несколько раз возникала ситуация, когда поймаешь рыбку, становится жалко и ее отпускаешь. Пусть простят меня рыбаки, но задаешь себе вопрос — для чего все это?

— К охоте такое же отношение?

— Азарт охотника очень велик, но если судить по моим приятелям, то люди больше получают удовлетворение от самого процесса подготовки к охоте. Причем, я вовсе не имею ввиду какую-нибудь пьянку — никто из серьезных охотников под мухой с ружьем ходить не будет. Когда человек готовится, то есть приводит в порядок амуницию, транспорт, объясняет супруге, почему ему это важно — это целый ритуал. А стоять на номере и ждать, когда появится загнанное специально на тебя животное... Нет, в этом, наверное, есть какой-то кайф. Но, опять же, мне это неинтересно. Вот выжать штангу весом больше того, на который ты рассчитывал, интересно. Интересно приобрести навык, которого раньше не было.

— Как относитесь к “железным коням”?

— Раньше как-то был к ним равнодушен. А сейчас полюбил. Интересуюсь вождением, различными марками авто. Безусловно, я не ас и участвовать в ралли типа “Париж — Дакар” не буду. Во всяком случае пока. Но очень рад, что сейчас появилось время и на технику. Сразу скажу, что мне больше по душе джипы. Не потому, что они большие, а потому, что обладают большой проходимостью. Приятный бонус в том, что сейчас их делают достаточно комфортными. Время уазиков, как счастья для советского человека, прошло. Для мужчины важно ощущение того, что ты можешь газануть на прямой и проехать там, где сойдут с дистанции другие.

— Теперь риторический вопрос. Нравится ли вам путешествовать?

— Безусловно! И здесь мне есть чем гордиться. В политике я второй десяток лет и еще ни разу не использовал бюджетных средств для того, чтобы поколесить по загранице для развития собственного кругозора. То есть никто не сможет упрекнуть Гребенникова в “бюджетном туризме”. Увы, но сегодня не редкость, когда чиновники во время загранкомандировок транжирят народные деньги на развлечения, культурную программу и отнюдь не диетическое питание, за которое выставляются счета с энным количеством нулей. Я посмотрел немало стран, но ни одной бюджетной копейки на это не потратил.

— Если отвлечься от командировок, то есть ли такие точки на карте мира, куда бы хотелось вновь вернуться?

— Возможно буду банален, но неизгладимое впечатление на меня произвела Венеция. До поездки относился к этому городу с иронией — подумаешь, каналы, гондольеры... Но реальность оказалась просто потрясающей. Шарм старины, итальянской архитектуры в сочетании с плескающимся морем завораживали. С удовольствием побывал бы в Венеции еще раз.
Ну а той географической точкой, где хочется жить постоянно, является, конечно, любимый Волгоград. Самоуничижение, которое присуще отдельным землякам, не приемлю. Наш город совсем не хуже многих европейских городов, тем более, мне есть, с чем сравнивать. Да, с точки зрения инвестиций Волгоград значительно отстал. В Астрахани, например, два миллиарда федеральных средств вложили в обустройство набережной, а еще четыре миллиарда — в обновление ветхого и аварийного фонда. Увы, федеральные вожди так часто к нам, как к астраханцам, не ездят. Будь у Волгограда два миллиарда, то набережная была бы не хуже, чем у соседей. Отсутствие внимания к региону, которое наблюдается последние лет двадцать, сказывается на городе. Но при этом нам есть, чем гордиться.

— Существует ли, по вашему мнению, настоящая дружба?

— Существует. Сейчас много говорят о предательстве. Это тоже есть, но из тех, кого я считаю своим другом, меня никто не подвел. Друзья остаются друзьями. А кто был попутчиками, таковыми и остаются. Оступятся в чем-то или вдруг проявят принципиальность — потеряют все. Судьба у попутчиков такая, потому что они считают, что в политике нет места совести, и не знают, что такое мужской поступок. Говорят, что политика — грязное дело. Но такое утверждение справедливо лишь для грязных людей. В принципе, это касается любой сферы деятельности.

— Как планируете провести лето?

— Оно будет насыщенным. Я и дальше буду пытаться прекратить негативные процессы, которые сейчас происходят в городе. Стану также активно отстаивать свою позицию и постараюсь довести ее до горожан, хотя, не скрою, делать это не легко. Например, сейчас меня боятся подпускать к телевидению. Вот только поможет ли это скрыть правду?
Само собой разумеется, я использую появившуюся возможность побольше пообщаться с семьей. Прежде всего мы хорошо отдохнем на одной из волгоградских турбаз. Появится возможность вырваться еще куда-нибудь — обязательно используем и ее. Главное, за лето набраться сил — они еще понадобятся.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах