Росреестр предоставляет госуслуги населению в режиме онлайн

Эксперты управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее – управление) 29 августа провели пресс-конференцию, на которой ведущими специалистами организации были подробно освещены вопросы, связанные с электронными сервисами Росреестра, в том числе и государственными услугами, предоставляемыми в электронном виде. Также речь шла о взаимодействии управления с другими органами государственной власти при осуществлении своих функций и изменениях в законодательстве о государственной регистрации прав. 

Росреестр предоставляет госуслуги населению в режиме онлайн

Система облегчит жизнь гражданам

Эффективная работа государственных органов является одним из основных критериев, по которому можно делать вывод о работе всего государственного механизма. Как прозвучало на пресс-конференции, повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, за предоставлением которых граждане и представители юридических лиц обращаются ежедневно, является одним из приоритетных направлений деятельности государственных органов. 27 июля 2010 года принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Одной из задач, на решение которой направлено принятие указанного закона, явилось упрощение для физических и юридических лиц, обратившихся за государственными или муниципальными услугами, процедуры их получения.

Для выполнения этой задачи разработана система межведомственного информационного взаимодействия. Исключительно важным принципом закона № 210-ФЗ является запрет требовать от гражданина документы или информацию, которые содержатся в государственных или муниципальных информационных системах, базах данных.

Как прозвучало на пресс-конференции, с июля 2011 г. запрещено требовать какие-либо выписки, справки, информацию, которые и так есть в базах органов публичной власти. На федеральном уровне эта задача решается при помощи современных информационных технологий – в настоящее время создана федеральная система электронного межведомственного взаимодействия. Распоряжением Правительства РФ утвержден перечень документов, обмен которыми между органами и организациями при оказании государственных услуг и исполнении государственных функций осуществляется в электронном виде.

Принцип «одного окна»

Специалисты Росреестра говорят, что при оказании госуслуг населению система позволяет реализовать принцип «одного окна».

– Гражданин обращается за услугой в профильное ведомство, а специалисты ведомства добирают необходимые данные в других ведомствах, используя СМЭВ, – объясняет и. о. заместителя руководителя управления Татьяна Штыряева. – Например, в процессе оказания услуг сотрудники управления получают информационную выписку на основании данных Единого государственного реестра юридических лиц.

Кроме того, сотрудникам Росреестра доступны сервисы проверки действительности паспорта, получение информационной выписки на основании данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Для оказания государственных и муниципальных услуг гражданам федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти и местного самоуправления используют сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

– В этом случае управление в системе межведомственного электронного взаимодействия является поставщиком сведений, – добавляет Татьяна Штыряева.

Управление Росреестра по Волгоградской области экономит время волгоградцев и благодаря функционированию сервиса предварительной записи на прием документов для государственной регистрации прав. Запись через Интернет осуществляется на портале государственных услуг Росреестра в разделе «Офисы и приемные». С помощью портала можно записаться во все пункты приема документов на государственную регистрацию прав и государственный кадастровый учет управления. Уже с начала этого года через портал Росреестра на прием документов в управление Росреестра по Волгоградской области записалось около 22 000 человек.

Взаимодействие между различными уровнями власти станет проще

Региональный канал системы межведомственного взаимодействия используется областными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также федеральными органами исполнительной власти для получения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, для оказания государственных услуг. Взаимодействие осуществляется как в электронном виде с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия, так и на бумажных носителях.

– В 2014 году сотрудниками управления было сделано около 33 тысяч запросов «в цифре», но привычная форма – бумажные носители – пока лидирует – это свыше 53 тысяч запросов, – рассказывает начальник отдела предоставления информации о зарегистрированных правах Анна Склярова.

В случае отсутствия возможности подключения к системе межведомственного электронного взаимодействия Росреестр предлагает иные способы получения сведений из Единого государственного реестра прав в электронном виде.

– Имеется возможность получения информации из Единого государственного реестра прав в электронном виде путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети Интернет, – добавляет Анна Склярова. – За текущий год таких запросов поступило около 16 тысяч.

Также присутствует возможность получения сведений посредством доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП.

– После получения ключей доступа заинтересованному лицу будет предоставлена возможность просматривать сведения, содержащиеся в ЕГРП, копировать их для своего пользования, – объясняет Склярова.

При этом круг сведений, доступ к которым открыт, ограничен в зависимости от категории заинтересованного лица, а именно – правообладателя, его представителя, нотариуса или залогодержателя. В целом возможность получения сведений ЕГРП посредством сети Интернет существенно ускорит процесс проверки прав на недвижимое имущество, отметили на пресс-конференции представители управления.

МФЦ – один из наиболее удобных вариантов

Еще один способ повышения доступности государственных и муниципальных услуг в режиме "одного окна" – организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах.

– Суть этого принципа состоит в том, чтобы гражданин мог представить для получения любой услуги всего два документа, – разъясняет начальник отдела контроля и координации деятельности в учетно-регистрационной сфере управления Максим Арутюнов. – Первый документ – это паспорт, который позволяет его идентифицировать. Второй документ – заявление на получение услуги.

В соответствии с соглашением о взаимодействии между управлением и государственным казенным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» заявления на оказание услуги, принятые в МФЦ, доставляются курьером в управление и после подготовки соответствующих документов возвращаются в МФЦ для выдачи.

Напомним, что Волгоград стал пилотным регионом, в котором открылся центр «Мои Документы» – это новое имя и новый формат работы МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Функционирующий в Ворошиловском районе центр стал первым в Южном федеральном округе, и волгоградский опыт по созданию «Моих Документов» будет распространен на соседние регионы.

В первом открытом в ЮФО центре «Мои Документы» уже сегодня можно получить более 160 услуг, здесь организовано 25 окон для приема документов и функционирование электронной очереди. С клиентами работают 30 квалифицированных специалистов, которые в случае необходимости смогут помочь всем желающим воспользоваться сервисами Единого портала государственных и муниципальных услуг, получить ряд услуг в электронном виде самостоятельно. В планах – открытие до конца 2014 года 11 новых центров и офисов «Мои Документы» в городе-герое, а в 2015 году будет продолжена модернизация всех действующих в регионе МФЦ.

Результаты уже есть

Вступление в силу Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» послужило причиной снижения количества граждан, обратившихся в 2013 году за получением сведений, содержащихся в ЕГРП. Так, в 2013 году с заявлениями о предоставлении информации обратились около 46000 физических и юридических лиц, за аналогичный период прошлого года количество граждан, обратившихся за предоставлением информации, составило примерно 51000 человек.

В системе межведомственного электронного взаимодействия наиболее активное участие в 2013 году принимали управление ФССП по Волгоградской области, органы государственной власти Волгоградской области и органы местного самоуправления.

Проведенная управлением Росреестра по Волгоградской области работа позволила повысить количество предоставленных государственных услуг в электронном виде, сократить трудозатраты специалистов Росреестра и сэкономить время заявителей по получению и предоставлению различного рода документов.

В управлении подсчитали, что в 1 полугодии 2014 года было сэкономлено время более 155 тысяч заявителей. Вместе с этим за 6 месяцев 2014 года в управление поступило 30925 запросов в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Наиболее активное участие в 1 полугодии 2014 года в системе межведомственного электронного взаимодействия принимают органы местного самоуправления, органы исполнительной власти Волгоградской области, нотариусы и МФЦ. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 3 сентября 2014

Заголовок в газете: Цифровая доступность

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру