Долгое время какое-либо участие железнодорожников в Великой Отечественной войне не рассматривалось вообще. Самым большим белым пятном, по мнению Игоря Викторовича Семененко, начальника Волгоградской детской железной дороги, было использование бронепоездов в истории Сталинградской битвы. В то же время только одна такая боевая единица на рельсах заменяла целую артиллерию. Заинтересовался участием бронепоездов в мировой войне мой собеседник в 80-х годах прошлого века. Тогда подобную информацию приходилось собирать буквально по крупицам.
Ошибочка вышла
Свое внимание Семененко сосредоточил на артиллерийских бронепоездах, которые защищали Сталинград. Сведения о бронепоездах искал по книгам, журналам, архивным материалам. В ход шли и журнал «Моделист-конструктор», и газета «Гудок». И сегодня в его коллекции материалов больше, чем в музее-панораме «Сталинградская битва».
Это сейчас можно многое почерпнуть в Интернете, а раньше все было гораздо сложнее и в какой-то степени даже интересней.
– Первое время считалось, что бронепоезд 36-го дивизиона числится участником Сталинградской битвы, – рассказывает о своих открытиях Игорь Викторович, – но когда я проследил его боевой путь по книгам, документам, то выяснилось, что он просто прошел через наш город в мае 1942 года. А уже в июле 1942-го был разбомблен противником на Северном Кавказе. В то время как наступление на Сталинград началось только 17 июля 1942-го.
В обороне Сталинграда бронепоезда сыграли большую роль, особенно на первом этапе войны, когда танков катастрофически не хватало, а бронетранспортеры показали свою уязвимость. Они курсировали в разных частях города и создавали серьезный барьер врагу.
– На каждом из бронепоездов было 4 орудия, трехдюймовые пушки или танковые башни плюс бронеплощадка противовоздушной обороны, на которой устанавливалось два орудия, например зенитные 35-миллиметровые пушки, – продолжает мой собеседник. – Это уже целая батарея на колесах.
В своих поисках Семененко обнаружил директиву № 91, написанную лично Сталиным. В ней было указано, что в Сталинград направляется 12 дивизионов бронепоездов. Но дошло до города только шесть. Одни не смогли пробиться к городу, потому что были разрушены пути под Арчедой, кого-то перенаправили на другие направления, например, на Астрахань.
Я его слепила из того, что было…
Первое время батарее на колесах присваивали имена – «Александр Невский», «Полководец Суворов», «Илья Муромец». А позднее, с декабря 1942-го, когда было сформировано бронетанковое управление, машины стали получать номера. Во время войны часть бронепоездов, тяжелые, были сняты с консервации, а легкие собирали из того, что было.
– За основу брался паровоз ОВЭ как самая легкая машина, – говорит Игорь Викторович, – его одевали в броню, и он легко перемещался на тех участках, где рельсы были уложены без насыпи из-за постоянных бомбежек. На вооружении было все, что попадалось под руку. На бронепоезда устанавливали танковые башни, морские орудия. Кстати, даже на немецких бронепоездах встречались башни от российских танков. И только к 1942 году начали разрабатывать специальные чертежи. И первым настоящим бронепоездом времен Великой Отечественной стал 31-й Горьковский дивизион. На его вооружении были танковые башни знаменитых Т-34.
По наблюдениям Семененко, довольно часто использовались и башни от танков «КВ» ("Клим Ворошилов"). И проявили они себя достойно.
– В период сражения под Ленинградом два таких танка поставили в засаду, закопав на пригорке и оставив на поверхности только башни, – поясняет мой собеседник, – в итоге на этом участке не прошел ни один немецкий танк серии Т-3. И только на одну такую нашу машину напоролась 21 фашистская.
22 против одного
Самый знаменитый участник Сталинградской битвы – это 73-й бронепоезд войск НКВД. Он был приписан к 91-му полку по охране железных дорог и курсировал в центре по станциям Садовая-Волгоград 1 – Красный Октябрь.
– Машина настолько донимала немцев, что во время штурма 13 сентября 1942 года на него была направлена целая эскадрилья самолетов – это 22 истребителя-бомбардировщика, – рассказывает Игорь Викторович. – Одно звено самолетов разрушило пути спереди, второе – сзади, исключив возможность каких-либо маневров. А третье направило удар уже непосредственно на поезд. То есть, чтобы вывести поезд из строя, врагу пришлось разработать целую операцию.
Кстати, эта же машина сыграла решающую роль еще в одном из эпизодов войны: под Москвой в 1941-м.
– Когда знаменитая дивизия Панфилова еще не заняла свои рубежи, а фашистские танки уже пошли по шоссе, этот бронепоезд в течение 40 минут удерживал врага.
Зона действия второго бронепоезда 28-го дивизиона – Сарепта-Бекетовская – Чапурники.
– На день поезд загонялся на запасные пути, заваливался металлоломом, а ночью выезжал на боевые рубежи, обстреливая позиции противника. Но его тоже подловили и вывели из строя прямым попаданием в бронеплощадку. Тогда погибло 8 человек. И сегодня на станции Чапурники в ста метрах от переезда находится могила погибших. Но спустя некоторое время поезд был отремонтирован и продолжал бомбить немцев.
«Байкал», «Амур» и «Терек» пошли на Чечню
Казалось бы, бронепоезда ушли в историю вместе с окончанием Второй мировой войны. Но, как оказалось, не такой уж это архаизм. О мощном боевом заграждении вспомнили в 70-х годах прошлого столетия, когда в Китае была напряженная ситуация и для охраны границы на участке железной дороги в Заамурье решили направить проверенное средство.
– Бронелетучка состояла из двух танков Т-62 и бронированного тепловоза, – комментирует найденные материалы Семененко. – Сам бронепоезд представлял собой большой тепловоз, штабной вагон, зенитную площадку, бронеплощадку с плавающим танком и двумя броневиками на железнодорожном ходу.
Этот же поезд всплыл и немного позднее, во время одной из чеченских кампаний. В архиве Игоря Семененко газетные публикации со снимками солдат на бронепоезде.
– Это и есть бронепоезда «Байкал», «Амур» и «Терек», – поясняет он, – они были в запасе, а в период чеченской войны их расконсервировали. Случайно, проезжая на электричке мимо станции Волгоград-2, я обратил внимание на бронепоезд, который находился в тупике. В это же время на железной дороге работала бригада железнодорожных войск. И в одной из местных газет я наткнулся на статью о том, что возле музея-панорамы «Сталинградская битва» планируют поставить бронепоезд. Я подхожу к рабочим и спрашиваю: «А где бронепоезд?» На меня внимательно посмотрели и отвечают: «Ушел…» – «Куда ушел?» И тут они понимают, что что-то не то сказали: «А ты про какой бронепоезд?» – «Про тот, который на панораме должен стоять». – «А мы про тот, что в Чечню ушел…».
Вот так случайно и раскрыл исследователь тайну государственной важности.
Как специалист и большой знаток истории применения бронепоездов Семененко уверен, что боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) – достаточно мощное и практически неуязвимое оружие. Мало того, его практически невозможно ни вычислить, ни отследить. Даже из космоса его не видно: поезд и поезд... А то, что у него раздвигаются секции и выбрасывается полный боевой арсенал, на нем не написано.
– Когда было дано задание группе спецназа найти то, не знаю что, а на самом деле нужно было выяснить, смогут ли обнаружить иностранные шпионы российский бронепоезд, – комментирует свое утверждение Игорь Викторович, – вычислили его только спустя месяц, и то случайно… Среди спецназовцев оказался боец, служивший в железнодорожных войсках. И он обратил внимание на трехсекционный локомотив с увеличенным числом колес.
Сегодняшние БЖРК – это внуки первых бронепоездов, и довольно продвинутые. Они способны не только обстреливать врага, но и запускать ракеты. 22 минуты – и орудие готово нанести удар. Это ядерная дубинка, которую в нашей стране всегда держали про запас. Однако в прошлом году по настоянию миротворцев пришлось ее законсервировать. Но, как показывает практика, привести ее в боевое состояние не так уж сложно.