Можно ли вернуть товар, купленный на рынке
Часто покупатели, столкнувшись с низким качеством приобретенных на базаре вещей, считают бессмысленным отстаивать свои права, и зря. Положения Федерального закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» распространяются на любые виды торговых точек, включая и рынки.
Все продавцы должны строго соблюдать санитарные нормы, правила противопожарной безопасности и экологические стандарты; предоставлять покупателям исчерпывающую и понятную информацию о товаре и производителе; обеспечивать наличие сертификатов соответствия и иных подтверждающих документов на реализуемую продукцию; оформлять разрешительную документацию, необходимую для продажи конкретных видов товаров.
Начиная с 2025 года поправки к Федеральному закону № 54-ФЗ от 22.05.2003 существенно ограничили круг рыночных продавцов, имеющих право работать без применения контрольно-кассовой техники (ККТ), однако не все это знают. Большинство обязаны установить ККТ и начать работу с применением кассовых аппаратов с 1 марта 2025 года.
Применение кассовых аппаратов теперь обязательно практически для всех участников рынка за несколькими исключениями:
– юридические лица и ИП, использующие единый сельскохозяйственный налог (если они осуществляют продажу не более чем с трех торговых мест и общая площадь торгового пространства, включая складские помещения, не превышает 15 кв. м);
– индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения и занимающиеся, например: изготовлением и ремонтом металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц; изготовлением изделий народных художественных промыслов; производством и реставрацией ковров и ковровых изделий; деятельностью в области звукозаписи и издания музыкальных произведений; переработкой плодов и овощей; изготовлением молочных продуктов; выращиванием сельскохозяйственных культур; оказанием услуг в сфере сельского хозяйства; выпечкой хлеба и производством кондитерских изделий, с полным списком можно ознакомиться в п. 2 ст. 346.43 НК РФ.
Они могут продавать товары без кассы на небольших ярмарках выходного дня численностью до 50 торговых мест.
Что делать, если чека нет
Если вы потеряли чек, не взяли его, вы все равно можете вернуть товар. В Законе о защите прав потребителей прямо указано, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Согласно ст. 493 Гражданского кодекса РФ отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.
При приобретении товаров на рынке без предоставления кассового чека покупатель вправе требовать от продавца альтернативный документ, подтверждающий оплату покупки, например: квитанцию, товарный чек или иной аналогичный документ.
Порядок действий
Перед совершением покупки уделите внимание качеству товара, проверьте маркировку и срок годности. Сохраните полученные квитанции, чеки, договоры, акты приемки и даже бирки и ярлыки изделий.
Если товар вас не устроил, четко и вежливо сообщите продавцу о возникших проблемах, разъясните свои права и аргументы и выразите свое пожелание: заменить дефектный товар или возвратить уплаченную сумму. Старайтесь избегать конфликтов.
Если ваша устная жалоба осталась неудовлетворенной, составьте письменную претензию, подробно описав суть ваших требований. В случае отказа продавца принять вашу жалобу лично, направьте ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о получении адресатом и подробной описью вложений. Это будет вашим плюсом в случае инициирования судебного разбирательства.
Логично, что право потребителя защищать свои интересы начинается с возможности обращения непосредственно к продавцу, производителю или исполнителю услуг, однако потребитель самостоятельно решает, каким путем идти: подать претензию продавцу или сразу направить иск в судебные органы, минуя этап переговоров с поставщиком товара или услуги.
Если вы (потребитель) решили сначала попытаться решить проблему мирным способом, подав претензию продавцу, то это не накладывает никаких ограничений на последующее ваше обращение в суд.
Несмотря на то, что действующее законодательство не требует обязательного соблюдения досудебного урегулирования споров в ситуациях защиты прав потребителей, практика показывает целесообразность обращения покупателя сначала к продавцу, производителю или уполномоченному лицу с обоснованными письменными требованиями. Такой подход позволяет избежать судебных разбирательств и быстро разрешить конфликт.