Астрахань в третий раз оказалась внизу рейтинга качества общественного транспорта

Соответствующее исследование опубликовала компания Simetra. Астрахань уже традиционно заняла в нем последнее место, но при этом опустилась еще на несколько пунктов ниже. Как такое возможно? Дело в том, что с каждым годом в исследовании участвует все больше населенных пунктов. И если в 2020 году каспийская столица занимала самую нижнюю, 60‑ю строчку, то в 2021-м она была 76‑й из 76. В этом же году регион опустился на самое дно – 82-е место из 82 возможных.

Астрахань в третий раз оказалась внизу рейтинга качества общественного транспорта
Фото: astrobl.ru

Аутсайдер с большим отрывом

Столь плачевную ситуацию в состоянии спасти лишь масштабная транспортная реформа, старт которой запланирован в регионе на 2023 год. Первые поставки автобусов большой вместимости уже анонсированы. Но пока на транспортном фронте Астрахани без перемен.

Рейтинг Simetra составляют профессионалы отрасли. Они оценивали порядка 40 параметров в 5 качественных группах: физическая и ценовая доступность для населения, эффективность транспортной сети, комфорт и безопасность, устойчивость развития. Исследование проводилось с помощью программ ГИС-анализа и поисково-картографических служб, а также на основе открытых данных и сведений из сторонних источников.

В итоге Астрахань набрала всего 34,2 балла, тогда как в минувшем году этот показатель составлял 37,8. Основные причины столь плачевной ситуации не сильно отличаются от предыдущих лет: в регионе не создано ни одного магистрального маршрута, критически мало транспорта большой вместимости плюс нерегулируемые тарифы, которые в основном устанавливают сами перевозчики.

С технологиями, которыми давно и успешно пользуются жители соседних городов, тоже беда – у людей нет возможности бесконтактной оплаты, не разработано транспортное приложение, по которому можно было бы отслеживать местоположение транспорта, не существует и удобного сайта с расписаниями и даже официальной схемы маршрутов тоже, увы, нет.

Добавим, что ближайшие соседи Астрахани по дну рейтинга набрали почти на 10 (!) баллов больше: у Владикавказа – 43,3, у Грозного – 42,72.

Похвастаться нечем

– Астрахань – один из худших городов в плане транспорта, – такую оценку ситуации дал нашему изданию в июне этого года председатель общероссийского объединения пассажиров, член Общественной палаты РФ Илья Зотов. – Возможно, это связано с тем, что здесь часто менялось руководство, и как следствие не принималось каких‑то стратегических решений.

Напомним, в ноябре минувшего года Илья Зотов посетил каспийскую столицу и опубликовал просто разгромное резюме о состоянии общественного транспорта в городе. В качестве примера продуманной политики в плане транспортной составляющей Илья Зотов привел Южно-Сахалинск – он вошел в госпрограмму, там создаются все условия, чтобы жителям было комфортно перемещаться по территории городской застройки.

Интересно, что астраханские общественники тоже обращают внимание на этот город, расположенный на другом конце нашей большой страны.

Так, в телеграм-канале «НЕ МОГУ! Урбанистика в Астрахани» был опубликован пост, где описываются достижения Южно-Сахалинска за 2022 год в плане создания комфортной и безопасной городской среды. Авторы телеграм-канала проводят сравнение с Астраханью и честно признаются, что пока каспийской столице в этом плане похвастаться нечем.

Ждем реформу

Остается надеяться, что ситуация изменится к лучшему после осуществления транспортной реформы.

– Астраханцы должны сразу увидеть разницу в лучшую сторону между тем, что было и что стало, как в качестве транспорта, так и в инфраструктуре, и ощущать на себе преимущества проведения транспортной реформы, это принципиальный вопрос, – поставил задачу чиновникам глава региона Игорь Бабушкин.

Но пока все у них идет не по плану – этой осенью планировалось обустроить конечные остановки и разворотные площадки, создать выделенные полосы для общественного транспорта. По словам заместителя министра транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области Алексея Чепякова, на эти цели в бюджете региона заложено 142 млн рублей. Строительство инфраструктуры продолжится в течение последующих 2 лет, и на это потребуется еще 700 млн рублей.

Новую маршрутную сеть в Астрахани будут запускать в несколько этапов. Полностью – к маю следующего года. А первые 14 маршрутов в рамках реформы должны выйти на линию уже в январе: это М1, М3, М4, М6, 2, 4, 18, 30, 37, 38, 53, 54к, 54с, 90.

Маршруты-фантомы

Кстати, при анализе ситуации одной из основных проблем в Астрахани специалисты называли неоправданное дублирование маршрутов.

Поэтому от некоторых из них решено отказаться. Однако, как отмечают в соцсетях астраханцы, власти сильно отстали от жизни – в списке отмененных маршрутов значатся давно отсутствующие на астраханских дорогах автобусы.

«К1 и К2 уж года 3 нет, если не дольше, а они только отменяют?» – недоумевают жители. И этот случай не единичный – как выяснилось, маршруты-фантомы, которых в реальности давно уже нет, со временем исчезнут – из документации. Об этом шла речь на презентации транспортной схемы.

Сейчас же, как сообщают в мэрии, в Астрахани действуют 68 маршрутов – реальных, не бумажных, – на которых задействовано порядка 1200 единиц транспорта. В новой сети будет 48 маршрутов и 464 автобуса: 83 – большой вместимости, 225 – среднего класса и 156 – малого класса. На магистральных маршрутах будут работать исключительно большие автобусы.

Средние и малые – на «подвозящих». Подробное описание маршрутов: трасса, количество и класс подвижного состава, интервал движения можно найти на сайте минтранса в документах транспортного планирования. Кстати, первые конкурсы на маршруты новой сети были объявлены месяц назад – шесть лотов по 26 маршрутам: № 13, 18, 78, 19н, М2, 4, 9, 53, М1, 28, 30, 63, М3, 2, 33, 37, М4, 38, 45, 54к. 54с, М5, 10, 73, 90, М6. Шесть из этих маршрутов, как отмечают астраханцы, – совершенно новые. Это «эмки» – осевые, или магистральные маршруты. Внедрить их в Астрахани предложили специалисты ФАУ РОСДОРНИИ, разработавшие для астраханской агломерации документы транспортного планирования.

Коров увозят на штрафстоянки

А пока транспортная реформа в области буксует, власти решили разобраться с аварийностью на дорогах. Правда, решать проблему начали почему-то… с коров, которых развелось так много, что они создают на дорогах аварийные ситуации.

Поэтому рогатых, мешающих движению транспорта, теперь будут эвакуировать на специально созданные штрафстоянки. Словом, если с транспортом порядок навести никак не удается, то хоть коров с дороги убрать. Непонятно, правда, на чем будут транспортировать буренок до штрафстоянок и как их туда загонять.

Впрочем, если без шуток, то согласно статистике за прошедшие месяцы 2022 года на территории Астраханской области зарегистрировано 159 ДТП, связанных с наездом на сельскохозяйственных животных. В результате этих происшествий погиб 1 человек и 13 получили травмы различной степени тяжести. Хозяева отпускают скотину пастись без надзора, и это приводит к таким вот трагическим последствиям.

Автолюбители, которые часто ездят по дорогам Астраханской области, рассказали нам, что коров (и лошадей, что еще более опасно!), гуляющих сами по себе, возле трасс действительно много. Во многих районах региона уже принято решение бороться с бесконтрольным выпасом с помощью специфических штрафстоянок. Буренок помещают туда на время, а владельцам ЛПХ или КФХ возвращают после того, как те оплатят штраф.

Подобные пункты временного размещения для рогатых уже есть в Икрянинском, Приволжском, Наримановском районах. Если хозяин не объявляется в течение 6 месяцев, скотина переходит в собственность муниципалитета. Эффект, к слову, уже заметен – к животным стали относиться внимательнее. Теперь осталось дождаться, чтобы чиновники позаботились и о комфортном передвижении людей по транспортной проблемной Астрахани.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру