Почему Астрахань осталась без основных пригородных пассажирских маршрутов

На минувшей неделе новостью номер один в Астрахани стало отсутствие возможности добраться в областной центр из нескольких пригородных сел. По соцсетям и телеграм-каналам разлетелась видеозапись из села Яксатово, где многие люди просто не могли уехать на работу. Кто виноват в сложившейся ситуации, еще предстоит разобраться: сторонами конфликта являются перевозчики, региональный минтранс и Астраханское УФАС. А все издержки несут на себе, как это часто и бывает в Астрахани, обычные жители.

Почему Астрахань осталась без основных пригородных пассажирских маршрутов
© astrgorod.ru

Ожидаемый коллапс

Нельзя сказать, что приостановка действия маршрутов случилась совсем неожиданно. Объявления о прекращении работы появлялись в самих транспортных средствах. Кроме того, о подобных перспективах информировал и руководитель фракции ЛДПР в астраханской облдуме Тимофей Щербаков. В видео, которое он разместил на своей странице в соцсети ВКонтакте, депутат сообщил, что из‑за ошибки регионального минтранса прекращает работу ряд межмуниципальных маршрутов.

15 июня на остановке в Яксатово скопилось достаточно много людей. Студенты ездят в областной центр учиться, взрослые люди – работать, пожилые – добираются до больниц, которые в этом возрасте надо посещать регулярно, в гости к детям. Основным транспортным средством для всех были микроавтобусы 117‑го маршрута. В этот раз они стройными рядами стояли в стороне, но на посадку не подавались.

– Они стояли на остановке, не митинговали, не устраивали саботажа. Просто им не создали условий для работы: предпринимателю в министерстве не выдали маршрутные карты, а без них невозможно осуществлять перевозки. Это чиновничий непрофессионализм, – прокомментировал произошедшее депутат Астраханской облдумы Евгений Дунаев, присутствовавший на этом стихийном сходе.

Перевозчик рассказал собравшимся гражданам, что машины оборудованы, имеется весь пакет документов, но отсутствуют маршрутные карты – их не продлили и временные не выдали. Выход на маршрут при отсутствии данной карты может повлечь за собой штраф в размере 300 тыс. рублей с одного транспортного средства.

© astrobl.ru

Когда граждане поинтересовались, что им делать в этой ситуации, как добираться до города, предприниматель ответил: «Данный вопрос я каждый день задавал в министерстве с сентября 2021 года…»

Но ситуация в Яксатово отнюдь не уникальна. Уже сейчас прекратилось действие маршрутных карт на перевозки людей из Астрахани в Фунтово, Харабали, Лиман и т. д. На текущий момент на линию не выходит 8 маршрутов, но 29 июня срок действия маршрутных карт может закончиться у многих других предпринимателей, работающих в сфере пассажирского транспорта.

Казуистика за счет граждан?

Однако министерство транспорта винит в сложившейся ситуации самих перевозчиков.

– Сейчас, на этапе проведения конкурсов на заключение новых договоров на обслуживание межмуниципальных маршрутов, мы столкнулись с тем, что группа перевозчиков, работающих на территории области, не только не хочет менять свой потребительский подход к бизнесу и модернизировать подвижной состав, но и всячески саботирует реформирование отрасли, – заявил министр транспорта и дорожного строительства Астраханской области Сергей Иващенко. – Препятствует входу на рынок новых, более социально ориентированных участников. Так, узнав о том, что на конкурсы выходят предприниматели с новыми автобусами, группа перевозчиков обратилась с жалобами в УФАС, парализовав работу ряда маршрутов. Такое отношение к своему делу и жителям региона мы считаем манипулятивным и неприемлемым.

Министр добавил, что регион стоит на пороге реформы транспортной отрасли. В приоритете – комфорт и удобство пассажиров. Также попросил жителей с пониманием отнестись к сложившейся ситуации, так как все силы министерства брошены на проработку решений, которые позволят запустить автобусы до проведения конкурсных процедур.

Реакция астраханцев не заставила себя долго ждать. «Сплошная бюрократия, ни одного грамотного решения», «Вероятно, хотят пополнить списки малоимущих, а лучше сказать, нищих. Работодатель не будет ждать, когда у нас автобус ходить начнет. Печальная картина. Где же прогресс, работа на опережение? Кажется, мы кубарем в каменный век катимся», – вот далеко не самые жесткие высказывания простых граждан о происходящем.

Предстоящие изменения в сфере транспорта оставим за скобками: мы неоднократно писали и про внедрение транспортной схемы, и про отношение жителей к этой долгоиграющей реформе. Если же говорить о действиях антимонопольного ведомства, то на сайте областного минтранса 10 июня было размещено следующее сообщение: «УФАС по Астраханской области приостановило проведение открытых конкурсов, объявленных министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области 23.03.2022 и 30.05.2022, до рассмотрения жалобы на действие (бездействие). Информация о дате возобновления и дальнейшего проведения открытого конкурса будет размещена на официальном сайте министерства».

Ситуация с контрактами на межмуниципальные перевозки заинтересовала антимонопольщиков еще весной. Тогда в результате совместной работы с прокуратурой удалось установить, что министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области конкурентных процедур – открытых конкурсов на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам – не проводило.

© astrobl.ru

Речь шла о выдаче карт на 5 регулярных маршрутов: № 122 «Астрахань – Нариманов», № 124 «Астрахань – Володарский», № 107 «Астрахань – Икряное», № 113 «Астрахань – Тинаки», № 116 «Астрахань – Фунтово».

«Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что поведение министерства и индивидуальных предпринимателей не было самостоятельным или случайным, а являлось следствием заключения и участия в антиконкурентном соглашении, направленном на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом», – отмечают антимонопольщики.

По выявленным фактам управлением были возбуждены дела по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Как сейчас выясняется, речь идет об этих самых временных картах. Когда в прошлом году начал истекать срок свидетельств почти у всех межмуниципальных перевозчиков, новых конкурсов вовремя не провели. Перевозчикам выдали временные свидетельства, а ФАС усмотрела в подобных действиях признаки антиконкурентного сговора.

Есть ли пути решения проблемы

Астрахань – один из худших городов в плане транспорта, вынес свой вердикт председатель общероссийского объединения пассажиров, член Общественной палаты РФ Илья Зотов. Напомним, в ноябре минувшего года он озвучил разгромное резюме по итогам пребывания в Каспийской столице.

– Возможно, это связано с тем, что в городе часто менялось руководство и, как следствие, не принималось каких‑то стратегических решений, – полагает эксперт. – За прошедшее с моей поездки время я каких‑либо кардинальных изменений ситуации не увидел. В качестве примера могу привести Южно-Сахалинск. Это небольшой город, но в плане транспорта там сейчас предпринимаются продуманные шаги с прицелом на перспективу. Населенный пункт вошел в госпрограмму, им должно поступить 47 новых автобусов, создаются условия, чтобы жителям было комфортно перемещаться по городу на общественном транспорте.

Что же касается конкретной ситуации с пригородными маршрутами в Астрахани, то проблему надо решать незамедлительно, призывает Илья Зотов.

– В федеральном законодательстве предусмотрен механизм экстренных действий: можно временно передать маршрут действующим перевозчикам, – подчеркнул общественник.

– По моей информации решается вопрос с выдачей перевозчикам временных маршрутных карт, – сообщил «МК в Волгограде» Евгений Дунаев. – За время их действия должны быть организованы конкурсы на перевозки по межмуниципальным маршрутам.

А в Яксатово бурное утро 15 июня закончилось тем, что многих жителей подвезли до областного центра их односельчане, владеющие личными автомобилями. И хотя Тимофей Щербаков предлагал областным чиновникам подключиться к этой работе и самим возить граждан в город, если уж не смогли создать условий для бесперебойной работы транспорта, таковых в числе водителей замечено не было.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру