Раньше человек мог отказаться от навязанной страховки в так называемый «период охлаждения». Однако сделать это было возможно, если договор заключен между страхователем и человеком напрямую. При этом нередко при оформлении кредитов клиенту предлагали присоединиться к коллективной программе страхования, и в такой ситуации отказ от услуги был невозможен.
При этом речь идет не только о личном, но и об имущественном страховании.
– Стоит отметить, что закон, вступивший в силу 1 сентября 2020 года, распространяется на все договоры добровольного страхования, заключенные после этой даты, – рассказали в Отделении Волгоград Южного ГУ Банка России. – С ситуацией, когда кредитор настаивает на оформлении страховки, люди встречаются часто. Это объясняется тем, что банки пытаются уменьшить риски и обезопасить себя в случае, если их клиент не сможет расплатиться по кредиту.
Впрочем, в случае разрыва договора страхования банк имеет право увеличить ставку. Такой момент обязательно указывают в договоре. Величина ставки поднимается до меньшего значения ставки – его выбирают из ставки на момент заключения кредитного договора или момент отказа от страховки.
Кроме того, законом предусмотрено самостоятельное оформление страховки – при этом можно сохранить меньшую ставку по кредиту. Настаивать на договоре коллективного страхования банк не имеет права.
Напомним, «период охлаждения» длится 14 дней. В это время клиент может отменить договор страхования и получить обратно свои средства, в частности комиссию за присоединение к коллективной программе.
Если кредит был выплачен досрочно, по закону теперь клиент может вернуть часть страховки за неиспользованный период. Однако касается это только договоров, которые заключали после 1 сентября 2020 года.
Чтобы отказаться от страховки или вернуть часть премии, нужно подать заявление в банк или страховую компанию. Деньги должны вернуть в течение 7 рабочих дней. Если организация отказывается принимать заявление, нужно направить его заказным письмом с уведомлением на юридический адрес.