Облдума выбрала проект третьего мостового перехода через Волгу

Участники рабочей группы при Экологическом совете Волгоградской областной думы сегодня выслушала доклады инженеров, экологов, представителей надзорных структур и общественников по проекту строительства в Волго-Ахтубинской пойме следующей очереди мостового перехода. Выводы экспертов убедили членов Экосовета, что негативное влияние на природу будет минимальным, причем объем новых саженцев в 15 раз превысит количество вырубленных в ходе строительства деревьев.

Облдума выбрала проект третьего мостового перехода через Волгу
Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко

С вниманием к экологии

Напомним, в июне после сдачи второй очереди стратегически важного для всей страны мостового перехода активизировались работы по проектированию следующей, третьей очереди. Если первые две стали, собственно, надводными сооружениями через русла Волги и Ахтубы, то теперь речь идет о соединении этих объектов наземной трассой, которая пройдет по пойме. Планируется сначала построить дорогу от моста через Ахтубу к хутору Лебяжья Поляна, а потом соединить его с мостовым переходом через Волгу.

Соответствующий тендер по строительству 4,5-километровой трассы объявлен, на проект выдано положительное техзаключение, а также экологическая экспертиза и одобрение со стороны Федерального агентства лесного хозяйства РФ.

Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко

Впрочем, у ряда общественных активистов остались опасения за сохранность экологии поймы, поэтому проект решено вынести на широкое рассмотрение. Экосовет при облдуме собрал для этого рабочую группу, в которую вошли ученые, представители контролирующих структур и жители Среднеахтубинского района, по территории которого и пройдет новая дорога.

Участники рабочей группы буквально разложили проект по полочкам и сегодня выбрала его вариант, отвечающий самым строгим экологическим требованиям.

 

Новая трасса решит старые проблемы

Ни у кого нет сомнений в том, что транспортная ситуация в пойме давно требовала серьезных решений. В настоящее время по автодороге Волгоград – Краснослободск – Средняя Ахтуба каждый день проезжает свыше 30 тыс. машин – это в пять раз больше запланированной на эту трассу нагрузки! Отсюда проблемы с загазованностью и аварийностью – только за последние два года в ДТП на этой дороге пострадало 109 человек и 10 человек погибли.

Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко

– Эта дорога считается крайне неблагоприятной, – отметил начальник отделения дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД РФ по Волгограду Марк Соркин. – Количество аварий растет с каждым годом.

Местные власти отмечают, что решить этот вопрос уже не могут – проще построить новую трассу, старая не выдерживает современных нормативов. Понятно, что нагрузка на экологию должна быть в этом случае минимизирована, считают в районной администрации.

 

Сделают «по уму»

В ходе заседания Экосовета эксперты напомнили, что с начала 90-х годов прошлого века рассматривалось четыре варианта строительства подобной автодороги. Еще в 1994 году был утвержден проект реконструкции нынешней трассы, однако современное законодательство запрещает строить крупные шоссе в такой близости от населенных пунктов. К тому же для этого необходимо провести огромную работу по переносу коммуникаций, возведению насыпей, да и пришлось бы срубить около 16 тыс. деревьев.

Еще два варианта были более радикальные, поскольку они предполагали снос баз отдыха и пересечение эстакадами ериков под острыми углами, что для экологии считается губительным. К тому же пришлось бы срубить уже 31 тыс. деревьев! Не говоря уже о чрезмерной дороговизне этих сценариев.

Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко

В результате инженеры постарались разработать проект, который избежал бы крайностей и недостатков всех предыдущих вариантов. Так появился нынешний вариант – баланс между созданием комфортных условий для развития населенных пунктов и сохранением экосистемы уникального природного уголка Нижней Волги.

– Речь идет о сносе около 15 тысяч деревьев, – заявил представитель проектной организации Юрий Ершов. – Но еще на стадии разработки рабочей документации предусмотрено снижение объемов на 15%.

Взамен в пойме посадят 235 тыс. деревьев, причем речь идет о местных саженцах, которые адаптированы под микроклимат поймы и лучше в ней приживаются. Областной комитет природных ресурсов уже установил территории, где будет идти компенсационная посадка. Работы начнутся одновременно со строительством трассы, в 2022 году.

В результате потери от общего запаса лесного природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» составит всего 0,2%, сообщил зампредседателя областного комитета природных ресурсов и экологии Александр Кузенко. Те же санитарные вырубки, которые проходят ежегодно, во много раз превышают эти объемы.

Кстати, эксперты говорят, что большая часть деревьев на маршруте строительства автодороги попадет под определение больного, старого лесного фонда.

 

Реликтовых дубов после войны не осталось

Таким образом ученые-экологи уверены, что компенсационные насаждения даже станут спасением поймы, сейчас очень много деревьев на этой территории повреждены вредителями.

– Насаждения там очень ослаблены, поражены гнилью, – объяснил заместитель директора филиала ФБУ «Российский центр защиты леса» «Центр защиты леса Волгоградской области» Александр Олейников. – В рамках госмониторинга мы регулярно ведем надзор за очагами вредителей, в том числе, и на территории поймы. Лесопатологи назначают рубки ослабленных насаждений. В 2019 году 28 гектаров было рекомендовано удалить, это несравнимо с теми 19 гектарами, которые предлагается вырубить при строительстве этой дороги. При этом просчитываются компенсационные посадки в гораздо большем объеме.

Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив

Не так давно общественность была возмущена вырубкой якобы реликтовых дубов, растущих на территории поймы. Но ученые полагают, что эти деревья называть реликтовыми неправильно.

– Нынешнее поколение дубрав с большим трудом можно назвать реликтовыми, – уверен главный научный сотрудник ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский агролесомелиоративный институт», академик Константин Кулик. – Их уже давно нет. Ведь реликтовыми считаются те деревья, которые появились 10 тысяч лет назад, когда ледник отступал и образовалась лесная зона. От этих семян произросли дубравы в пойме. Но во время войны практически все они были вырублены, поэтому в настоящее время им уже 50-70 лет и, в большинстве случаев, это больные деревья, которые обязательно надо рубить, так как они разносят болезни, которыми поражаются здоровые поколения дубов.

Академик Кулик отмечает также, что вопрос строить или не строить дорогу даже не стоит.

– Это стратегическая дорога, которая связывает две очень крупные федеральные трассы с выходом на границу Волгоградской области, – говорит профессор. – Задача рабочей группы Экологического совета рассмотреть варианты, которые были предложены. Самый продуктивный – это проект, который позволит провести данную транспортную магистраль с наименьшим ущербом для экологического состояния Волго-Ахтубинской поймы. Мы следим за этим.

 

Для ериков последствия минимальные

Водную среду природного парка при строительстве дороги потревожат минимально, поскольку проект предусматривает пересечение шести ериков по самому короткому углу почти в 90 градусов. Кроме того, на всех ериках оборудуют мостовые переходы с минимальным воздействием на водную акваторию, пояснил Сергей Яковлев, главный ихтиолог Нижневолжского филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Главрыбвод».

– Опоры будут стоять на берегах и только во время весеннего паводка попадать под залив воды, – рассказал Яковлев.

Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив

В общем, по всем критериям участники рабочей группы назвали проект строительства третьей очереди мостового перехода через Волгу сбалансированным, и выбрали его. Теперь эксперты и общественники вместе с жителями Среднеахтубинского района будут мониторить экологическую ситуацию в пойме до завершения строительства объекта, и пока не убедятся, что новые насаждения удачно прижились.

Рабочая группа Экосовета во главе с Ириной Соловьевой сформирует для этого специальную карту, на которой будут размечены все участки по компенсационным посадкам. Эта работа будет идти с учетом мнений жителей и общественности.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру