Договор не гарантия
«А что если кто‑то готовит сани летом», – думала Арина, размещая объявление о продаже норковой шубы в Интернете. Цену указала вполне разумную и стала ждать предложений от потенциальных покупателей. Дело продвигалось медленно, и Арина уже отчаялась продать свой товар, как вдруг на ее объявление откликнулась женщина по имени Василиса. Покупательница разом, не торгуясь, согласилась купить шубу по предложенной Ариной цене. Только вот беда – Василиса жила в другом городе, поэтому они договорились оформить сделку с помощью популярной услуги доставки, которую предлагала торговая площадка.
Они обменялись сообщениями. В ходе разговора выяснилось, что Василиса уже имеет опыт покупки товаров посредством доставки. «Не беспокойтесь, я сама оформлю договор и пришлю вам ссылку для перевода денег», – написала женщина. – Вам останется только перевести деньги на свой счет и отправить мне шубу с помощью одной из служб по пересылке товаров в течение трех дней».
– Я не заподозрила никакого подвоха, – рассказывает наша читательница. – Тем более что услуга доставки вовсю рекламировалась на платформе бесплатных объявлений, а мои знакомые, с которыми я посоветовалась, прежде чем оформить сделку, уверили меня, что бояться нечего. Да что там – мой собственный сын продал таким образом игровую приставку, все прошло без сучка без задоринки.
«Ох, дурная моя голова!»
Итак, Арина написала Василисе, что ждет от нее договор, и уже предвкушала выгодную сделку. Переписка происходила на сайте бесплатных объявлений, как вдруг Василиса предложила перейти в WhatsApp и туда же прислать договор о купле-продаже шубы.
– Меня это опять же не смутило, – продолжает Арина. – Мессенджер так мессенджер, может быть, человеку так удобнее. Тем более что Василиса уверила меня, что все свои сделки по доставке она оформляла именно там. Мы перешли в WhatsApp, и, действительно, буквально сразу она прислала мне договор о продаже шубы. Поверьте, я человек не наивный, но все выглядело настолько правдоподобно, что я ни на минуту не усомнилась в чистоте сделки. Правда, договор пришел на 11 тысяч, а не на 9500 – именно столько я просила за шубу.
– Ох, дурная моя голова, – ответила Василиса, – дело в том, что я покупаю две шубы – себе и дочери – и немного запуталась. Сейчас пришлю новый договор на нужную сумму.
Новая ссылка мгновенно прилетела в мессенджер. Арине оставалось только ввести данные своей карты, получить деньги и отправить шубу по адресу в городе Воронеже, который указала Василиса.
«Не поверила своим глазам»
Дальше события развивались стремительно. Как только Арина ввела последнюю цифру карты и номер CVC и нажала на ссылку «получить деньги», с ее карты исчезли те самые девять с половиной тысяч, которые она просила за шубу.
– Я сначала не поверила своим глазам, – рассказывает девушка. – Потом стала писать Василисе, естественно, ответа не последовало. Сообщения приходили, но не прочитывались. Я побежала в свой банк, чтобы выяснить, куда ушли мои деньги и можно ли их вернуть.
И вот тут произошло самое интересное. Услышав мой печальный рассказ, сотрудники банка ничуть не удивились, сказав, что я далеко не первая жертва подобного рода мошенничества. Специалисты тут же заблокировали мою карту и попросили написать заявление для службы безопасности – мол, она проведет проверку, куда ушли деньги.
– Быть может, мне стоит написать заявление в полицию и дело пойдет быстрее? – в отчаянии спросила Арина сотрудников банка. – Нет, – был ответ, – дождитесь результата нашей проверки и с ним уже потом идите в правоохранительные органы.
«Такого заказа у нас нет»
Однако Арина не стала ждать. Буквально на следующий день она обратилась в правоохранительные органы. На ее заявление откликнулся участковый, который, помимо заявления о мошенничестве, попросил справку о доходах Арины. На ее вопрос – зачем – ответил, что, мол, нам надо выяснить, действительно ли потерянная сумма является для нее значительной…
Конечно, Арина обратилась и в службу поддержки платформы бесплатных объявлений, откуда довольно быстро пришел ответ, что такого заказа у них нет и что, к сожалению, это значит, что она продала товар не через их службу доставки.
«Когда вы оформляете заказ у нас, то все этапы сделки проходят в одном диалоге между продавцом и покупателем – мы не отправляем сообщения другим способом», – говорилось в письме.
«Злоумышленники специально маскируют свои профили или сайты под нашу платформу и присылают ссылки на них. А если перейти по ссылке и попасть на такой замаскированный сайт, отличить его от настоящего бывает очень сложно. Советуем вести переписку только на нашем сайте. Наш мессенджер распознает такие ссылки и отправляет предупреждение, когда вам присылают ссылку на подозрительный ресурс».
Специалисты также сообщили, что они заблокировали этого пользователя. «Теперь у него нет доступа к сайту и он не сможет обмануть никого на нашей площадке». Что ж, слабое утешение…
А что же банк?
А банк прислал весьма пространное уведомление о том, что «он не усматривает оснований для возмещения денежных средств за счет банка, так как спорная операция была проведена в сети Интернет с использованием данных банковской карты».
– Мне остается только добавить, что полиция тоже молчит – мое заявление приняли, но уголовное дело пока не возбуждено. Признаться честно, я уже и не надеюсь вернуть свои деньги, но мне хочется обратиться ко всем волгоградцам: пожалуйста, будьте бдительнее, совершая сделки в Интернете. Это просто рай для мошенников – в этом я убедилась на собственном горьком опыте.