Я – самоучка
– Екатерина, серьезным это увлечение для вас стало после рождения второго ребенка. И у вас нет художественного образования. Просто чудо какое‑то! Или повлияли гены?
– Да, я самоучка. До всего доходила сама методом проб и ошибок. У меня действительно нет специального образования, но это не мешает мне каждый день учиться чему‑то новому и совершенствовать мастерство. Единственный в нашей семье пример творчества – только моя тетя Эльмира, успешный режиссер театра кукол города Новосибирска.
– Где вы берете все эти фантастические образы? Ведь, кроме портретных кукол, у которых есть реальные прототипы, вы делаете исторических персонажей, сказочных героев…
– Образы диктует мое настроение в конкретный момент, солнечное или игривое. Романтика, ностальгия, прочитанные книги, встреченные яркие люди – все это служит толчком, мысль и воображение начинают работать, рождается новый кукольный образ.
– Как обычно реагирует человек, получив свою портретную куклу? Эмоции, слова?
– Да очень позитивно реагирует. Хотя, может быть, мне просто очень везет с заказчиками. Эмоции – удивление, восторг, восклицания, радость от очень необычного подарка, так как чаще всего портретные куклы бывают сюрпризом-подарком. И еще: стараюсь в каждой портретной работе подчеркнуть только светлые стороны людей. Тогда столь необычный сюрприз никогда не вызовет негативных эмоций.
Время и практика
– Но как вы научились добиваться правдоподобия?
– Днями и часами вглядывалась в фигуры и лица людей на улице, фотографии в интернете. Интересовалась образами людей разных эпох и сословий. Даже изучала анатомию человека, психотипы людей, физиогномику. Дома пробовала лепить лица из полимерной глины и делать каркасы, с каждой работой совершенствуясь больше и больше. И сейчас я все еще учусь. Не останавливаюсь на достигнутом, стремлюсь развиваться и с каждым новым образом вижу прогресс.
– А кто были ваши учителя?
– Только время и практика.
– Как искали технологии и материалы?
– Честно, технологии я искала, желая добиться безупречного качества при максимальной экономии времени. Все мои технологии авторские, так как я ни разу не посетила мастер-классы, желая добиться всего своими силами. Поиск материалов – это отдельная песня, но попробую ответить одним словом – везде. Никогда не знаешь заранее, что может пригодиться для следующей куколки. Наполнители – вата и синтепон, а для костюмов идут разные ткани, кружева, кожа и т. д.
– Идеальная рабочая обстановка для вас?
– Достаточно солнечного дня и тишины. Муж оборудовал мне мастерскую. Поддержка моей семьи – великое дело. Если бы не понимание близких, возможно, я бы вообще свернула с пути кукольника или бы мое становление сильно затянулось.
– Доченьке разрешается играть с мамиными куклами?
– Да, но только если они из моей личной коллекции. Она хоть и маленькая, но очень хорошо понимает, что куклы в мастерской трогать ни в коем случае нельзя. Но зато можно помогать маме в таких приятных мелочах, как подготовка фотозоны, и… очень важными советами!
– Сейчас, спустя три года, это для вас все еще хобби или уже бизнес?
– Бизнес ли это? Скорее тяжелый труд, радость вдохновения, личностный рост и удовлетворение результатом. На данный момент он стал для меня основной работой, и меня полностью устраивает мой доход, я уверена, что смогу прожить на зарплату кукольника.
Мистика? Только добрая
– Значит, ваши куклы по карману только богатым людям?
– Не угадали. Лояльную цену (стоимость кукол в среднем от 1 до 6 тыс. рублей) я могу установить благодаря разработанной мной ускоренной технологии создания кукол. Я улучшала и разрабатывала ее в течение двух лет. Сейчас я делаю куклу не за месяц (средний срок изготовления кукольниками одной композиции), а от трех дней до недели. Ежеминутная тренировка быстроты рук, работа и левой, и правой рукой – в сущности, в этом весь секрет.
– Чем объясняете интерес к авторским куклам у звезд и у простых людей?
– Тем, что это затрагивает сокровенные детские воспоминания в душах. Ну и еще забавно получить портретную куклу. Мало кто может увековечить себя в виде статуи или монумента, а портретная кукла дает возможность остановить время.
– А почему, например, американцы заказывают вам кукол-ужастиков, с которыми в одной комнате находиться‑то неуютно?
– Скорее всего, это продиктовано тем, что при высокой стабильности жизни людям там не хватает остроты ощущений, получаемых от созерцания нестандартных образов. Сейчас в Америке и Европе обозначается целое течение владельцев жутких кукол.
– А в России нет?
– Из России тоже поступают заказы на подобные образы. Например, сейчас я работаю над куклой Анабель ростом с пятилетнего ребенка.
– Бывает, что не хочется с куклой расставаться?
– С самого начала первостепенным для меня было дарить людям радость, оставляя у себя только воспоминания о «пережитых» и «прожитых» мною персонажах. Говоря более земным языком, мне бы не хотелось превратить свой дом в музей Плюшкина.
– Сколько же всего сделано кукол? Не считали?
– Сейчас уже сбилась со счета, но в каждую куклу действительно было вложено много усилий и души. Около 600 штук примерно за три года.
– Суеверия, связанные с куклами, вам чужды?
– Мистика и суеверия абсолютно чужды, но в добрую магию куколки, сделанной мною с душой и сердцем, я верю.