История денег
Тема открытого урока в 6 «Б» классе лицея № 2 Краснооктябрьского района – «Сбережения и их значение». Предмет – финансовая грамотность. У каждого ученика на столе учебник по экономической дисциплине и тетрадь. Преподаватель задает вопросы, дети активно включаются – отвечают, выходят к доске, фантазируют, играют: видно, что предмет им очень нравится.
О финансовой грамотности – деньгах, вложениях, банковских счетах, пенсионной реформе и многом другом – учитель рассказывает доступным языком. В рамках родительских собраний проходит взаимодействие с взрослыми, которые не меньше детей заинтересованы в насущном денежном вопросе.
– В прошлом году мы уже изучали финансовую грамотность, – рассказывает ученица Мария Губаева. – Это интересно и полезно. В жизни нам пригодятся знания о том, как правильно пользоваться деньгами.
Андрей Чубинец «Основы финансовой грамотности» изучает два года. В пятом классе он познакомился с историей денег, узнал, как составлять семейный бюджет.
– В будущем смогу правильно распоряжаться деньгами, – говорит ученик 6-го класса. – Каждый день мама мне дает на карманные расходы небольшую сумму денег, часть из них я откладываю, и у меня появляются свои накопления. Весь свой бюджет я храню в копилке, подсчет веду на листочке. Задания по финансовой грамотности я выполняю дома вместе с родителями, им тоже очень интересно.
Дмитрий Загуменнов – учитель истории и естествознания – освоил финансовый курс. Теперь важным навыкам обучает детей.
– В течение года приходится постоянно повышать свою квалификацию, так как появляются новые темы, изменения в законодательстве, – говорит преподаватель.
– Этот предмет у нас преподается со 2-го и по 11-й класс, но, конечно, в разных объемах, отличается и содержание. Все зависит от уровня подготовленности детей, их возраста, интересов, запросов.
По словам Александра Финагина, директора волгоградского лицея № 2, у них эта программа реализуется с 2013 года.
– Занятия проходят в виде факультативов, после уроков, – говорит директор учебного учреждения. – У нас в лицее в программе задействованы четыре учителя основной, старшей школы и один преподаватель начальной школы. Под эту дисциплину заняты 36 класс-комплектов. Дети узнают много полезной новой информации: как вести себя в условиях современного рынка, как формировать свой бюджет, правильно вкладывать деньги и при этом не потерять их, и много других аспектов, которые должен знать любой современный человек.
По программе обучения финграмотности школа сотрудничает с представителями Роспотребнадзора, кредитными организациями, банками. У детей есть возможность познакомиться с финансовой грамотностью не только теоретически, но и практически.
В школах региона обучение финансовой грамотности ведется бесплатно не только на факультативах, но и в формате кружков и элективных курсов.
Пособие для родителей
Волгоградская область – один из самых активных российских субъектов, реализующих образовательные практики по финансовой грамотности в школьной программе. Среди других первопроходцев – Татарстан, Саратовская, Томская, Калининградская области, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края. Для них выпустили материалы, разработанные в рамках проекта Минфина РФ и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Все поступившие учебные комплекты прекрасно оформлены, качественно отпечатаны. Они прошли все необходимые этапы экспертной оценки, апробации, в том числе на территории нашего региона. Помимо Волгограда, учебные пособия получили все муниципальные районы области, а также шесть муниципальных центров для распределения в местные школы.
– Отличительная особенность комплектов – наличие в них пособия для родителей, – поясняет Ольга Андреева, консультант по образовательным мероприятиям в рамках реализации программ по повышению финграмотности на территории Волгоградской области. – Мы понимаем, что научить финансовой грамотности ребят, не привлекая при этом в помощь семью, невозможно.
За последние три года более 1500 учителей школ и профессиональных образовательных организаций, а также 56 преподавателей высших учебных заведений региона прошли профессиональную подготовку по направлению «финансовая грамотность». Такого охвата нет больше ни в одной области по всей России.
Кстати, национальная стратегия повышения финансовой грамотности населения РФ принята 25 сентября 2017 года. Документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Это первый стратегический документ подобного масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, который обеспечит координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками – Минфином России, банками, региональными властями бизнес и педагогическим сообществами.