Рейтинг идет в рост
– День знаний – праздник не только для школьников, но и для студентов, в том числе вашего вуза. Волгоградский институт управления – один из 53 филиалов Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Какие позиции занимает в их рейтинге волгоградское подразделение, с чем вы подошли к началу нового учебного года?
– На протяжении последних десяти лет наш институт успешно развивался. И – без похвальбы – сейчас мы занимаем ведущие позиции даже по сравнению со значимыми подразделениями президентской академии в крупнейших городах-миллионниках, таких как Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону. Учебная, научная, внеучебная деятельность – по этим показателям наш институт занимает высокие места в мониторинге РАНХиГС и Минобрнауки РФ.
О доверии руководства к национальной академии говорит и тот факт, что за десять лет в нашем институте значительно, в 2,5 раза, выросло количество бюджетных мест. И сейчас это одно из крупных подразделений РАНХиГС, где ведется подготовка высококвалифицированных кадров для государственной и муниципальной службы, управления крупными госкорпорациями.
– Как прошел набор первокурсников в новом учебном году?
– Мы довольны, хотя, как и все другие вузы, испытали серьезные проблемы: во‑первых, мы попали в очередную демографическую яму, когда уменьшилось количество абитуриентов. Во-вторых, резко вырос интерес молодежи к средне-специальному образованию. Тем не менее молодые люди стремятся получить образование в Волгоградском институте управления. Среди них и те, кто набрал максимальный балл по ЕГЭ. Только одних бюджетников в этом году 220 человек. Это будущие юристы и экономисты, политологи и социологи, психологи и управленцы, поступившие на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры. Причем это ребята не только из Волгограда, но и из других российских регионов, даже из Нового Уренгоя.
– Какие задачи вы сегодня ставите перед институтом, что в приоритете?
– У нас большие планы по совершенствованию материально-технической базы, написанию научных грантов, разработке хоздоговорных тем. Я убежден, что научные знания могут и должны применяться в промышленности, социальной и культурной жизни Волгоградского региона. Например, в разработке программ развития территорий могут быть полезны сотрудники института управления. Кстати, сейчас мы заканчиваем составлять базу историко-экономических описаний населенных пунктов Волгоградской области. Эти данные могут стать основой разработки стратегий, чтобы в них присутствовали не только туризм и цифровые технологии, но и реальная экономика. В рамках госзаказа сейчас ученые нашего института занимаются исследованием механизмов противодействия коррупции. Волгоградский филиал занимает первое место среди региональных подразделений РАНХиГС по количеству грантов РФФИ. В пять раз за последние годы выросло количество публикаций сотрудников в рецензируемых журналах.
– Мечта практически каждого студента – стажировка в зарубежном вузе. Есть ли такая возможность у ваших студентов?
– Есть. В нашем институте на очень высоком уровне ведется изучение иностранных языков. Успешно работает международная летняя школа, обучение в которой проходит на английском языке. Есть договоренности с вузами Германии, Египта, Чехии, Италии о взаимном сотрудничестве, наши студенты участвуют в обменах, стажировках. Их финансируют администрации вузов-партнеров.
И это не туризм, а реальные образовательные поездки, которые расширяют кругозор молодых людей, знакомят с интересным зарубежным опытом, допустим, как власти Запада поддерживают велосипедную инфраструктуру, как работают Европейский парламент, Страсбургский суд, центры беженцев.
Поступить правильно
– Сейчас у вузов довольно большие трудности с устройством старшекурсников на практику. Часто поиск места перекладывается на плечи самого студента-практиканта. Коснулась ли эта проблема Волгоградского института управления?
– Никаких трудностей. Наших студентов с удовольствием берут на практику в органах исполнительной власти, силовых структурах, финансовых организациях, крупных предприятиях региона. В этом смысле у нас взаимопонимание с областной и городской администрациями, федеральными структурами, которые оказывают нам всяческое содействие.
Практика – возможность показать себя и в дальнейшем устроиться на работу. Выпускники нашего института востребованы на рынке труда. И, к счастью или к сожалению, часто уезжают из Волгограда работать в Москву, Санкт-Петербург, Краснодар. Одна из наших студенток, с отличием окончив институт, поступила в магистратуру МГИМО и трудится в Российском посольстве в Германии. И это далеко не единственный такой пример.
Образование – это улица с двусторонним движением и требует усилий и преподавателей, и студентов. Главное – захотеть учиться, использовать сполна все предоставленные возможности, вовремя определить сферу своих интересов, самостоятельно заниматься научным творчеством. Тогда молодого человека ждет успех.
– Как протекает внеаудиторная жизнь молодежи, что интересного происходит между семинарами, лекциями и сессиями? Какие успехи ваши студенты делают в научной, культурной, общественной жизни? Есть чем гордиться?
– Создание широких возможностей для творчества студентов в науке, культуре, спорте, поощрение студенческого самоуправления и волонтерства – хорошая традиция нашей академии. Один из самых ярких проектов – «Формирование Российской государственности», в рамках которого проявившие себя в учебе, научной и внеучебной деятельности студенты отправляются за счет вуза на экскурсии по городам, внесшим свой вклад в развитие российской государственности. Студенты побывали в Великом Новгороде, Казани, Севастополе, Кисловодске, в этом году – в Санкт-Петербурге. Правда, сегодня при подготовке таких поездок мы сталкиваемся с ужесточением регламентов безопасности и нормативов по закупкам. Чтобы отправить группу студентов, мы обязаны выполнить целый ряд жестких требований, чтобы, как говорится, спать спокойно.
Написать историю Отечества
– Позволю себе несколько личных вопросов. Игорь Олегович, вы как российский историк, источниковед, краевед вошли в состав авторов РАН, которые пишут историю Отечества. Чему посвящена глава, которую вы написали для этого коллективного труда?
– Мое главное научное достижение – выполненная научная реконструкция архива одного из гетманов-самозванцев Яна Петра Сапеги 1608‑1611 годов, ближайшего сподвижника Лжедмитрия II. На сбор важнейшего документального комплекса эпохи Смуты у меня ушло около сорока лет. Именно поэтому Российская академия наук предложила мне написать раздел о царствовании Василия Шуйского в Смутное время в России XVII века в готовящейся к выпуску 20‑томной истории России. Это очень лестное и солидное предложение.
Над текстом я работаю уже второй год, он практически готов и, даст Бог, выпуск многотомника начнется уже в следующем году. Это будет событием, потому что последнее такое коллективное издание было опубликовано в начале 1960‑х.
– Вы пишете, кроме того, и историю донского казачества. Чем эта тематика вам близка? Какое значение этот труд имеет для жителей Волгоградской области?
– К истории казачества я пришел через изучение Смуты. 500‑летняя история донского казачества, его происхождение были еще мало исследованы. Как заведующий лабораторией региональной истории и казачества Южного научного центра РАН я подготовил ряд работ, посвященных этим вопросам, в том числе «Очерки истории казачества Юга России». Зарождалось казачество даже не на Дону, а на Волге, и этот период не изучался до начала 1980‑х. Знание прошлого своих предков имеет к нам самое непосредственное отношение. Основываясь на этих знаниях, можно прогнозировать сценарии возможного развития современного казачьего движения.
Кстати, первые шаги как исследователь я сделал, будучи студентом Ленинградского государственного университета, а моим отцом в науке был крупный российский ученый Руслан Григорьевич Скрынников. И сегодняшним студентам, которые только начинают свой путь в жизни и в профессии, я желаю пытливости, настойчивости, увлеченности в достижении целей.