Обогащение неуместно
С начала весны от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей увеличился поток обращений по вопросам ТКО к уполномоченному по защите прав предпринимателей в регионе Ольге Устиновой. Суть жалоб сводится к некорректному выстраиванию договорных отношений регоператора с потребителями.
− С 1 января начал действовать новый закон о сборе и утилизации отходов. Теперь этим занимается одна лицензированная компания – регоператор, – напомнила бизнес-омбудсмен.
По ее мнению, думать об обогащении любой ценой здесь неуместно, нужно индивидуально и объективно разбираться в каждом случае, с каждым партнером. Если регоператор избирает другой путь, то бизнес может уйти в тень и просто станет уклоняться от заключения договоров на сбор ТКО.
Говоря о растущем «аппетите» регоператора, предприниматели привели такие цифры: до 1 января 2019 года юрлица и ИП ежемесячно платили за вывоз ТКО в среднем 12 тысяч рублей, а сейчас сумма выросла в разы и счета приходят уже почти на 60 тысяч.
Приводили они примеры и уклонения от заключения договоров по факту (то есть сколько вывезли мусора, столько за него и начислили), а не по нормативу, выставления платы за неоказанные услуги.
− Круглый стол – более хороший формат общения между недовольными сторонами, нежели судебные тяжбы, – считает прокурор Волгоградской природоохранной прокуратуры Максим Макашов. – Регоператор – это новый институт, и он пока в процессе отлаживания механизма взаимодействия с бизнесом. Но у нас есть правовое пространство, и мы должны работать исключительно в его рамках.
Нужен конструктивный подход
Выслушав претензии, представитель регоператора заметил, что они не выходят за рамки законодательства, а руководством к действию для них является постановление Правительства РФ.
Стоит отметить, что лицензионная компания имеет новый парк техники, оснащенной системой ГЛОНАСС. По ней легко отследить все передвижения, а также где и сколько мусора загружено, куда он доставлен. То есть нет причин не выполнять взятые обязательства.
− До 2019 года на территории области работало несколько перевозчиков мусора. После начала действия реформы все обязанности выполняет один регоператор. Стали с 1 января действовать и новые нормативы, тарифы, условия заключения договоров, – разъяснял ситуацию представитель регоператора Петр Пименов. – Предприниматели могут заключать с нами два вида договоров на выбор и, соответственно, платить за вывоз ТКО по нормативу или по факту.
На это возразил представитель общественной организации «Опора России» Михаил Гаранин. Он заметил, что в реальности компания, наоборот, игнорирует факт выбора способа оплаты и вынуждает заключать только договоры по нормативу.
− А если юрлицо или ИП – собственник помещения, но не ведет там никакой финансово-хозяйственной деятельности, то почему надо платить за вывоз мусора? Он же его не производит. В такой ситуации вообще достаточно заключить договор на один контейнер в год, – отметил общественник.
Не устраивают бизнес-сообщество региона и тарифы с нормативами. Так, Ольга Валуйская, как и многие другие предприниматели, не понимает, откуда каждый месяц берутся заоблачные цифры за «мусорные» услуги.
Ситуацию попробовала разъяснить специалист областного комитета тарифного регулирования: расценки в Волгограде – средние по стране, а есть регионы, где вывоз ТКО обходится для потребителей гораздо дороже.
Светлана Мельникова подняла другой вопрос – выставление счетов за неоказанные услуги.
− Начало мусорной реформы было «скомканным», регоператор не смог сразу на должном уровне организовать вывоз мусора, поэтому мы заключили договор с другой компанией и услуги оплатили ей, − говорила она. − Но регоператор считает, что мы должны оплатить выставленные им счета за этот период.
В ответ представители регоператора посетовали, что из-за таких частных «мусорных» компаний в Волгограде в два раза увеличилось число несанкционированных свалок – до 603.
− Чем дольше длится договорная кампания, тем больше свалок будет в области, – считает эксперт Агентства стратегических инициатив Антон Лукаш. – К тому же они частично появились из-за неорганизованного начала работы регоператора. Нужно выстраивать партнерские и равноправные отношения, а не как монополист диктовать свои условия. И круглый стол поможет прийти к конструктивному решению проблемы.
Шаги к компромиссу
Бизнес не может нести необоснованные затраты, поэтому стороны должны найти компромисс − таков главный вывод работы круглого стола. Его озвучила бизнес-омбудсмен, приглашенная участниками в качестве третейского судьи.
Представители регоператора в свою очередь пообещали активнее составлять реестр потребителей. А это, к слову, 21 тысяча предпринимателей – собственников помещений. Также было обещано отправить юрлицам два вида договоров (по нормативу и по факту) для выбора наиболее удобного варианта. Пока же заключено около 8 тысячи договоров.
Специалисты природоохранных ведомств и антимонопольной службы готовы держать под контролем этот вопрос.