В Волгоградском УФАС рассказали о самых резонансных делах 2019 года

20.02.2020 в 12:55, просмотров: 531

Нарушение антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ, недостоверная и непристойная реклама, контроль за ценами на бензин, продукты и медицинские маски, а также мимикрия частных компаний под государственные стали основными темами пресс-конференции, организованной Волгоградской антимонопольной службой для журналистов.

В Волгоградском УФАС рассказали о самых резонансных делах 2019 года

Особый накал газовых проблем

Среди успешных – несколько дел по контролю монополистической деятельности в сфере ЖКХ. Так, например, было выявлено нарушение в установлении гарантийного срока на услуги по проведению внутриквартирного обслуживания газового оборудования. Специалисты УФАС установили, что газовые компании определяют слишком короткий срок на гарантийное обслуживание: при периодичности проверки один раз в год у одной из организаций гарантия распространялась только на шесть месяцев, у второй и вовсе на два. По истечении этого срока, потребитель обязан был оплачивать услуги дополнительно.

Не осталось без внимания и недавнее предупреждение вице-губернатору Андрею Косолапову. Руководитель волгоградского антимонопольного ведомства Роман Лучников разъяснил суть претензии. Судя по всему, предостережение УФАС выписано из-за некорректных формулировок протокола «газового» заседания.

Напомним, накануне ведомство предупредило Косолапова о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства. Заместитель губернатора еще в январе на заседании межведомственной комиссии по вопросам безопасности внутриквартирного газового оборудования подписал протокол с рекомендациями в адрес ООО «Газпром газораспределение Волгоград» – главного поставщика голубого топлива в дома волгоградцев.

Так, компании было рекомендовано рассмотреть возможность распределения платы по договору на техобслуживание внутридомового газового оборудования на каждого собственника многоквартирного дома. По крайней мере, так в УФАС интерпретировали формулировки протокола.

На итоговой пресс-конференции руководитель УФАС по Волгоградской области Роман Лучников признал, что проблема с заключением договоров на ТО ВДГО действительно существует, но посоветовал чиновникам, составляющим официальные документы, выражаться юридически корректнее.

– Да, это носило только рекомендательный характер, – подтвердил Лучников. – Скорее всего, умысел был в том, чтобы всеми способами обеспечить безопасность эксплуатации газового оборудования. Но вот какими способами достигается эта цель... Это больше вопрос неудачной формулировки, так пусть тогда (формулировку. – Прим. ред.) поменяют.

Напомним, ранее чиновники уже отреагировали на эти претензии, уточнив, что нарушений закона в протоколе не было, а речь шла об обеспечении безопасности жителей в вопросе эксплуатации газового оборудования.

Еще одно нарушение в части необоснованного монополизма было выявлено в деятельности МБУ «Северное», которое заключало контракт на ремонт дорог местного назначения только с двумя строительными организациями, без проведения необходимых конкурсных процедур. Бюджетное учреждение добровольно признало нарушение антимонопольного законодательства, тем самым, избежав административной ответственности.

На радость потребителю

В части контроля за торговлей в прошедшем году были рассмотрены дела в отношении владельцев двух известных сетей – «Магнита» и «Пятерочки», которые незаконно приобрели торговые площади в ряде районов Волгоградской области. Оценка соблюдения компаниями закона о торговле будет дана позже, после получения статистических данных об объеме розничной реализации товаров на территории региона.

Волнующий многих автомобилистов вопрос о повышении цен на бензин также стал предметом внимания со стороны антимонопольной службы.

– За предыдущий год на территории Волгоградской области произошло повышение стоимости на бензин АИ-95 и АИ-92, в среднем на 4,25 процента, на дизельное топливо – 4, 73 процента, – заявил руководитель Волгоградского УФАС России Роман Лучников. – На рост цен повлиял ряд факторов: динамика мировых цен, рост отраслевых издержек и закупок, а также инфляция. В целях стабилизации цен было подписано соглашение с крупными нефтяными компаниями.

– Надо сказать, что эти соглашения с нефтяными компаниями исполнялись, мы следили за этим, – отметил Лучников.

Что касается продуктов питания, то в этой сфере прошлый год оказался спокойным – признаков нарушения антимонопольного законодательства по основным видам продовольствия выявлено не было.

– Более того, по нашим данным, на протяжении года, цена на такой популярный и значимый продукт как яйца планомерно снижалась, – порадовал любителей омлета руководитель УФАС.

За медицинской маской придется побегать

Без эксцессов прошел и переход на цифровое телевещание. Необоснованного взлета цен на оборудование, которое требовалось для его подключения, зафиксировано не было. И даже ситуация с медицинскими масками, популярность которых резко повысилась в связи с распространением коронавируса в Китае, по региону остается спокойной. Антимонопольщики проводят еженедельный мониторинг цен на медицинские маски в связи с ажиотажным спросом на них. Роста стоимости на маски в январе зафиксировано не было, но вот в наличии защитное изделие было не во всех аптеках и специализированных торговых точках.

Стоимость медицинских масок в Волгограде и области колеблется от семи до 10,4 руб. за штуку. Цены отличаются из-за разницы производителя и функциональных характеристик изделия.

– Мы проводим мониторинг не только путем направления запросов в организации, но и сами лично, своими ногами ходим по аптекам и смотрим, насколько достоверна та информация, которую нам предоставляют, – отметил Роман Лучников.

Руководитель УФАС напомнил, что маска не защищает от опасного коронавируса здоровых людей, ее эффект проявляется только при ношении этого атрибута человеком, который уже заражен. Данные о том, что два россиянина заражены китайским вирусом, не подтвердились.

– В России не так уж много производителей медицинских масок, а на фоне ажиотажа волгоградцы их сметают с прилавков, поэтому закупить их впрок нашим аптекам практически невозможно, – пояснил Лучников. – Сделать это можно будет не раньше мая, потому что 100 процентов масок на сегодняшний день поставляются в субъекты, граничащие с Китаем. Хотелось бы также обратить внимание граждан, что маски можно приобрести не только в аптечных учреждениях, но и в крупных торговых сетях.

Незаконная реклама счетчиков и пива

В 2019 году была продолжена практика выявления недобросовестных компаний, которая выражена в так называемой мимикрии частных фирм под государственные. Реализовывается она достаточно примитивно – псевдокомпании используют названия известных брендов, тем самым, вводя потребителей в заблуждение. Такая форма недобросовестной конкуренции оказалась довольно распространена.

– Но следует отметить снижение дел по недобросовестной конкуренции за последние годы, – сказала заместитель руководителя Ирина Никуйко. – Это результат работы института предупреждения. Важно, что правомерность наших подходов впервые подтверждена судами самого высокого уровня.

Между тем прослеживается тенденция роста дел по интернет-рекламе. Так, например, американской компании «Google LLC», которая продвигала дистанционную продажу счетчиков учета электроэнергии с дистанционным управлением, было выдано предписание. Известному поисковику пришлось раскошелиться на 150 тысяч рублей.

Большой всплеск заявлений поступает также от волгоградцев по поводу наружной рекламы алкоголя в отдаленных районах города. Речь идет о листовках, на которых изображены брендовые марки пива.

– Мы квалифицируем это как рекламу и пресекаем подобные дела, – заверила Никуйко.

Сохраняется также большая доля рассылки рекламы на телефоны и другие устройства без согласия абонента. Причем жалобы поступают не только на СМС-рассылки, но и навязчивые звонки. Под зорким взглядом антимонопольной службы оказалась и реклама на квитанциях ЖКХ, которой там ни в коем случае быть не должно.

В рамках пресс-конференции, журналисты затронули набивший оскомину вопрос о ритуальном деле, которым служба с переменным успехом занимается на протяжении нескольких лет.

– Я не хочу ничего уже комментировать по этому поводу, – признался Лучников. – Конечно, цель была и остается одна – навести порядок в этой отрасли, чтобы потребитель мог выбрать любую из существующих на рынке ритуальных услуг компанию.