Молодая художница показала в Москве урбанистические пейзажи Волгограда

Свою персональную выставку «Окрестности» молодая талантливая художница Тамара Шипицина посвятила детству в панельных домах Волгограда. Типовые многоэтажки, советские игровые площадки с железными ракетами и жирафиками стали героями необычной экспозиции – она развернулась в столичной государственной галерее «Пересветов переулок» в рамках 7-й Московской международной биеннале молодого искусства.

Молодая художница показала в Москве урбанистические пейзажи Волгограда
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив

Труд, удача и полезные связи

– Тамара, не каждый день молодой художник из региона устраивает выставку в столице. Как вам это удалось?

– Буду откровенна, упорно трудиться для художника сейчас мало. Нужно заводить полезные знакомства и надеяться на удачу. Место для своей выставки я начала искать еще год назад. Хотелось найти галерею именно в Москве, где концентрируется российское современное искусство. Отсняла работы, сделала каталог. Примерно в то же время меня и моего соавтора по перформансу «Вереница вещей» (его мы показали на Архстоянии-2018) Галу Измайлову пригласили сделать повтор нашей акции в Московском музее современного искусства. На монтаже, очень стесняясь, я подарила распечатку каталога главному куратору…

– И?..

– Стеснялась я зря. Выставочные площадки заинтересованы в арт-проектах с сильной концепцией, однако очень мало художников могут такое предложить. В MMоMA меня соглашались выставить, но не ранее 2021‑го, поэтому я продолжила поиски и получила предложение разместить мои работы в галерее «Пересветов переулок» уже этой осенью.

Из Волгограда легче уехать, чем остаться

– Вы себя считаете провинциальным автором, а Волгоград провинцией? Или в эпоху глобализации все совсем не так?

– Слово «провинция» кажется мне пренебрежительным. Я позиционирую себя как региональный художник, чего совсем не стесняюсь. Меня не привлекает жизнь в Москве, хотя туда переехали почти все мои друзья. Я иногда шучу, что из Волгограда легче уехать, чем в нем остаться. Да, художнику нужны среда, круг общения. Помогают интернет, соцсети и мой – художника – постоянный труд.

– А чем привлекает атмосфера панельных многоэтажек?

– Она и привлекает, и отталкивает. Это вопрос ракурса. Я отчетливо вижу неухоженность, грязь, то, как они некрасиво стареют. Но я не могу пройти мимо образов из детства: тогда я просто смотрела на мир, и он был мне интересен. Изображая кварталы панельных домов, я использовала оптику детского взгляда, где нет оценочности. Посетители выставки говорили, что, несмотря на выбор темы, в этих работах нет безнадеги, депрессии и вселенской тоски.

Интересный примитив

– Архитектура панельных домов не кажется вам унылой, примитивной?

– У меня архитектурное образование, и я считаю, что архитекторы, создавшие панельные дома в 1980‑х, очень хорошо сделали свою работу. Посмотрите на наш микрорайон Семь Ветров. Несмотря на требования экономии, проектировщики позаботились об интересных элементах – треугольные балконы, придающие объем фасаду, подъезды с перегородками в дырочку, черные стильные цоколи, разноцветные мозаики в отделке стен. То, что строят сейчас, не идет ни в какое сравнение – одноразовые материалы, полное отсутствие фасадных элементов, вместо городского планирования – примитивная нарезка на участки и нулевая инфраструктура. Лучше бы мы продолжили традицию пятиэтажных хрущевок. Они более соразмерны человеку, чем хаотичная застройка города башнями с парковками вместо дворов.

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив

– А слово «типовой» вас не пугает?

– Не пугает, наша жизнь сейчас еще более типовая, чем раньше. В советское время все было одинаковое из‑за отсутствия выбора, сейчас все стандартизировано – телефоны, одежда, досуг, транслируемый массовой культурой образ жизни.

Проект «Окрестности»

– Вы творчески исследуете жизнь человека и города. Какие открытия сделали?

– Есть одно открытие, которое меня глубоко поразило. Правда, урбанисты сделали его раньше. Речь о том, что мы – жители нашей страны, но не хозяева. И дело не в политике или чьей‑то злой воле. Большинство горожан воспринимают как свое только собственные квартиру, дом, дачу. Жильцы дома не ощущают, что подъезд и двор тоже их, а не ничейные. Если бы мы ощущали город своим, то наши улицы были бы другими.

– Расскажите про центральную инсталляцию вашей выставки, которая вызывала живую реакцию зрителей.

– Представьте типовой оконный блок, в который, как на экран, проецируются видеоролики, снятые во время моих прогулок с собакой по Дзержинскому району Волгограда. Камера поймала обычные мгновения типовых советских дворов: вода, бегущая из водосточной трубы, тополиный пух, стрижи в закатном небе, школьники парами идут в бассейн. Слышны чириканье птиц, голоса, шелест листвы. Я хотела, чтобы «серые» и «унылые» типовые дворы открылись со всем их уютом и зеленью, скрытой, но энергичной жизнью. Кстати, именно из этой работы вырос весь проект «Окрестности».

Красота там, где ее не ищут

– Правда, что вы делали его три года?

– Да, с некоторыми перерывами. Помог талантливый программист Иван Дианов. Интерактивная инсталляция «Душевный разговор» – наш с ним эксперимент.

– Про что он?

– Вы входите в затемненный зал. Садитесь на лавочку. Вас окружает проекция многоэтажного дома, ночь. Окошки в доме вспыхивают и гаснут. Вы замедляетесь, наблюдаете, как спокойно мигают окна, слушаете простые звуки двора, крики детей, пение сверчков. Иван написал специальный скрипт, когда с помощью голоса можно перестраивать проецируемое изображение. Зал стал местом для необычной медитации. Современный человек в постоянном беге совсем разучился слушать, замечать окружающее пространство. Я хотела, чтобы он почувствовал, что все может измениться даже от простого слова.

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив

– В чем смысл – потеряться среди веревок, где сушится выстиранное белье, пройтись по ностальгическим дворам, медитировать на мигающие окошки?..

– Ощутить свою сопричастность к ним. В конечном счете моя цель – обнаружить красоту там, где ее обычно не ищут.

Простор для города

– Лично для вас визуальные символы Волгограда – это что?

– Наше волгоградское военное наследие очень трудное. И для жителей, и для приезжих есть общие исторические символы места – Сталинград, Родина-мать, Победа. Но мне как волгоградцу не так просто строить связи с городом через трагические, болезненные образы войны. Для меня его символы – в его повседневности. Степные травы, которые растут везде, дворы, например на улице Мира, которые так уютны и сомасштабны человеку. И, наверное, то, чего я больше нигде не встречала простор, то состояние, когда с высоты набережной ты видишь дальние заволжские дали. Этот простор наполняет наш родной город. Иногда он может быть очень грустной пустотой, а иногда понимаешь, что это бесконечное пространство для действия.

Справка «МК в Волгограде»:

Тамара Шипицина родилась в 1993 году в Волгограде. В 2016 году окончила архитектурный факультет Волгоградского архитектурно-строительного университета. С 2014 года работает в собственной мастерской, которую оборудовала собранным по собственным чертежам офортным станком. Жанры – печатная графика, инсталляция. Активный участник выставок и фестивалей современного искусства. Живет и работает в Волгограде.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру