Сергей Давыдов: «Работа над скульптурой не связана с вдохновением»

Волгоградский художник и скульптор расписывает подъезды и мечтает создать большой бронзовый памятник

О том, что он станет художником, молодой человек знал с юных лет. Его первая персональная выставка, на которой было представлено порядка сотни работ, состоялась, когда ему было всего 11 лет. Потом Сергея привлекла скульптура – его работы, к слову, разбросаны по всему городу. Пожалуй, самая узнаваемая – это младенец, вылезающий из капусты, на территории 7‑й больницы.

Волгоградский художник и скульптор расписывает подъезды и мечтает создать большой бронзовый памятник

Рисовал постоянно

– Сергей, как развивались ваши творческие способности?

– С четырех лет ходил в художественную студию в детско-юношеском центре, там и получил азы будущей профессии. У нас было много интересных предметов, практически все. Преподаватели рассказывали о живописи, скульптуре, истории искусства, мы изучали основы рисунка, композиции, форм в пространстве. Выезжали на пленэр, писали свои первые картины с натуры. Примерно в 11 лет у меня состоялась первая персональная выставка, на ней было представлено порядка сотни работ, которые я писал не только на занятиях в художественной школе, но и дома.

– А что рисовали в детстве?

– Преимущественно персонажей из любимых мультфильмов, героев книг и свои фантазии. Уверен, большое влияние на меня оказал отец, у которого была тетрадка, где он все время делал какие‑то зарисовки. Помню, как любил наблюдать за этим процессом. После окончания средней общеобразовательной школы я поступил в профильное учреждение – институт художественного образования.

– То есть вы дипломированный художник?

– Конечно, я получил специальное образование не только в Волгограде, учился и в российской академии художеств имени Репина в Санкт-Петербурге, где изучал технику живописи старых мастеров. Обычно летом, когда все уходили на каникулы, я сам себе писал направление в какой‑нибудь музей, подписывал его у ректора, который уверял, что моя филькина грамота ничего не значит и меня никто не примет, и ехал за новыми знаниями и новым опытом. По счастливой случайности мне ни разу не отказали. Так, в Санкт-Петербургском музее прикладного искусства имени Штиглица я копировал работы живописцев Андрея Рябушкина, Василия Поленова, Юрия Николаева, в сочинской картинной галерее делал копии картин Ивана Айвазовского «Встреча солнца. Море» и «Вид на Константинополь», а в саратовский музей имени Радищева ездил вообще раза три.

Пятиметровый великан

– Кто ваш любимый живописец?

– Бесспорно, Леонардо да Винчи. Он мне нравится своей глубиной, живописной выразительностью и совершенством в проработке форм, динамикой композиции. Среди его работ особенно выделяю для себя утраченную фреску «Битва при Ангиари», которую восстановил в свое время с картонной копии Рубенс. Люблю первую самостоятельную картину художника, которую он написал, еще работая в мастерской своего учителя, – «Благовещение». На ней да Винчи очень тщательно прописал задний план и тумбочку, на которой лежит книга перед Девой Марией. И, конечно, неоконченная его картина, выполненная в красно-коричневых тонах, – «Поклонение волхвов».

– Как так получилось, что от картин вы перешли к скульптуре?

– Со скульптурой я познакомился еще в художественной школе. Мы лепили фигурки из пластилина. Потом, конечно, в моей скульптурной практике появились более серьезные произведения. На сегодняшний момент самая большая моя скульптура – это пятиметровый сказочный персонаж, великан, который стоит у входа в музей «Дом великанов» в Волгограде. До этого самой крупной моей работой была композиция высотой 2,5 метра, которую можно увидеть на фасаде родильного дома на территории 7‑й больницы. Еще одна крупная скульптура высотой до двух метров расположена там же – младенец, вылезающий из капусты. Уже долгое время задумываюсь над созданием фундаментальной бронзовой скульптуры. Хочу сделать такую работу, чтобы оставить о себе память на века.

Берешь и делаешь

– Какой материал вы используете в своей работе при создании таких скульптур?

– Все они сделаны по современной технологии. Общая форма выполнена из пенопласта, сверху она шпаклевана цементсодержащими смесями, полиэфирной смолой и стеклотканью и затонирована под бронзу. Но перед тем как приступить к созданию скульптуры, нужно сначала создать ее эскиз, потом составить смету, исходя из которой подобрать материал, и только после этого разворачивается творческий процесс.

– Да, многоэтапная работа. Сколько же времени уходит на создание такой скульптуры?

– Всегда по‑разному, от месяца до полугода. Все зависит от хода технологического процесса. Слои должны полностью просыхать, нельзя перейти к другому этапу, предварительно не завершив предыдущий, и, конечно, создание скульптуры – это очень трудоемкий процесс, который совсем не связан с вдохновением, как многие думают. Вдохновения не стоит ждать, ты просто берешь и делаешь. Когда‑то работа над скульптурой идет легче, когда‑то сложнее. Вот и весь секрет. Почему‑то мы все романтизируем профессии скульптора, художника, хотя это самая обычная профессия, которую абсолютно не стоит окутывать волшебным ореолом. Ведь по факту ты делаешь то, что умеешь, на что учился, вот и весь принцип.

–Получается, вы не вкладываете в свое творчество душу?

– Ну как же! Хотя большая часть моих работ и сделана на заказ, все равно в каждую работу я привношу часть своей души, свое восприятие окружающего мира и в процессе их создания испытываю то самое опустошение, когда отдаешь кому‑то свои эмоции, свои переживания. Происходит что‑то похожее на эмоциональное выгорание.

– Как восстанавливаетесь? Что значит для вас отдых?

– Не знаю ответа на этот вопрос. Да, скорее всего, как‑то наполняюсь заново силами и эмоциями, но откуда они берутся, мне неведомо. Возможно, это то самое эфемерное вдохновение, а может, и что‑то другое. Знаю точно, что выручает,  когда рядом с тобой есть близкие люди, единомышленники, которые и помогают восстанавливаться. Отдых для меня – это ощущение завершенности начатых проектов. Потому что каждая работа, с одной стороны, – это что‑то новое, прилив сил, а с другой – это обязательства, которые ты берешь на себя, и неважно, перед заказчиком или самим собой. Нужно отдать много сил и энергии, чтобы работа была закончена в срок и сделана хорошо. И если удается пройти этот круг, то ты получаешь бонус в виде следующей работы и переходишь на следующий уровень. Стараюсь в этой суете находить время на общение с друзьями и свои любимые занятия. Мне нравится купаться в Волге, совершать велосипедные прогулки, гулять по городу, который со временем становится очень красивым и интересным. Когда много работы, нужно соблюдать баланс, потому что если постоянно себя перегружать, то можно молниеносно растратить все эмоциональные ресурсы и потерять связь с реальностью.

Красота в подъезде

– Сейчас модно принимать участие в различных благотворительных проектах. Как у вас с этим обстоят дела?

– Да, конечно, я принимаю участие в социальных проектах, иногда сам их организую. Несколько лет назад захотел поделиться с людьми искусством, показать им, что красота может встречаться не только на выставках и в музеях, но и в обыденной жизни, в повседневных местах, например, в подъезде их дома. Тогда я инициировал проект «Яркий город», в рамках которого мы делали пейзажные зарисовки на фасадах зданий, заборах, подъездах домов. Начали с города Подольска, где расписали около 13 подъездов, потом проект «переехал» в Волгоград и Волжский. Роспись мы начали в 2014 году и продолжаем ее до сих пор. За это время мы украсили более 50 зданий в различных городах. Есть наши работы и в Москве, и в Питере, и станице Обливской Ростовской области. В настоящее время есть идея создания арт-объектов, которые должны появиться на улицах города, и популяризации культуры стрит-арта, но пока проект находится в стартовой фазе.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру