Поэтесса Алена Кулакова: «Стихи для меня – это отдушина»

Уйти от жизненного призвания невозможно, оно всегда будет неотступно напоминать о себе, чем бы ты не занимался. Хореограф по образованию, лауреат литературной премии «Русь моя», многодетная мама, шикарная рукодельница и просто очаровательная женщина, без участия которой не проходит ни одно городское культурно-развлекательное мероприятие, свое призвание нашла еще в раннем детстве и до сих пор продолжает самосовершенствоваться в нем.

Поэтесса Алена Кулакова: «Стихи для меня – это отдушина»

О том, где живет вдохновение, о магии гуслей и своей творческой мастерской рассказала известная волгоградская поэтесса и волонтер культуры Алена Кулакова.

– Как проявился талант к сочинительству?

– Не скажу точно, когда начала записывать свои стихи, а вот сочинялись они сами собой с детства.

Родители и бабушка, мамина мама, вложили в мое сердце много песенно-стихотворной пищи. Не знаю, кто именно научил меня читать и писать. Может бабушка, педагог по образованию, может мама, работавшая библиотекарем, или даже папа, но в 4 года я самостоятельно читала книжки. А другая бабушка, папина мама, была моим благодарным слушателем и всегда поддерживала мои детские фантазии. Я уверена, что именно там, в счастливом детстве и берет свое начало моя отДУШИна – поэзия.

– Вы все пишете от вдохновения или работаете по заказу?

– Помню, мне как-то в юности доверили написать сопровождение в стихах к отчетном концерту танцевального коллектива «Адреналин», в котором я тогда занималась. Это и стало моей первой работой на заказ, которая оказалась очень важным и довольно волнительным событием. Написание стихов для незнакомых людей имеет много нюансов. Это всегда приключение. Никогда не знаешь, что получится. Нужно удовлетворить запрос заказчика, своего внутреннего критика, и при этом не провалить текст в техническом плане.

– У вас есть предпочтения на тему «о чем писать»?

– Стихи помогают мне проживать и радости, и горести, поэтому коротко ответить на вопрос «О чем легче пишется» я не могу. Иногда бывают месяцы, а то и годы тишины. Это когда ты пишешь для других, а свое никак не рождается. Но бывает и наоборот, параллельно работаешь над несколькими текстами с разной тематикой, и каждый выходит отлично. Не нужно сидеть и ждать вдохновения, каких-то лучей озарения, нужно просто работать. Если нет темы – сходи погуляй, посмотри вокруг. Тишина? Пустота в мыслях? Тогда можно в творческих марафонах поучаствовать, они достаточно хорошо прокачивают технику написания, а заодно обогащают словесный и тематический багаж, –проверено на себе. В сочинительстве, как и в любом творчестве, нужно пробовать новые жанры, направления, развиваться. Все это заставляет голову работать, образовывая новые нейронные связи.

– Вы планируете издать свой сборник стихов?

– Издание собственного сборника у меня пока только в планах, сейчас я периодически публикуюсь в альманахах и, благодаря подсказкам друзей, на просторах Интернета. Когда все мои тетради уже были исписаны, кто-то однажды мне посоветовал разместить стихи в сети. И я очень признательна им за этот пинок.

– В Интернете много недоброжелателей и людей, готовых написать нелицеприятные отзывы. Как вы реагируете на критику?

– Отзывы и критика – это неотъемлемые спутники творчества. К объективной критике я отношусь трепетно и бережно. Взгляд со стороны ценен и необходим для развития и совершенствования. Что же касается отзывов, даже самых положительных, если брать во внимание только их, то очень быстро можно поверить в свою гениальность и расслабиться, что очень вредно для любого творца. Но куда важнее уметь пропускать мимо себя едкие нападки, поданные под видом критики, поэтому и в этом вопросе необходима золотая середина.

– Но вы ведь не только стихи пишите, но и музыку играете. К чему больше лежит душа?

– Да, совсем недавно я взяла в руки музыкальный инструмент. А ведь даже нотной грамоты не знаю, просто захотела научиться играть. И почему-то мне приглянулись именно гусли, инструмент, чья история исчисляется тысячелетиями! И уже на первом уроке с педагогом, пусть и коряво, но я смогла наиграть узнаваемый мотив. За пять месяцев в моем репертуаре появилось около восьми произведений, притом что я многодетная мама и времени свободного катастрофически не хватает. Но меня так тянет к инструменту, что я не могу отказать себе в удовольствии взять его в руки. Поэтому ответить на вопрос, что мне ближе – музыка или стихи, затрудняюсь. Скорее я готова все это смиксовать, чем от чего-то отказаться.

 

– Как семья относится к вашему новому пристрастию?

– Разделяет, инструмент мы осваиваем на пару с мужем, а старшая дочь пока увлечена гитарой, но я мечтаю научить своих детей и тех, кто приходит ко мне в творческую мастерскую «Лебедушка» играть на гуслях и для этого вовсе необязательно иметь музыкальное образование. Главное – знать правила постановки рук, корпуса и иметь желание играть, но пока я сама ученик, играю для детей, показываю свои достижения. А когда вижу их горящие глаза и живой интерес, тотчас хочу побежать и приобрести несколько инструментов для занятий с моими воспитанниками, чтобы каждый ребенок мог прикоснуться к волшебному миру музыки, к традициям. Но я никуда не тороплюсь и свою позицию жить без спешки пытаюсь объяснить и ребятам. Я хочу, чтобы дети научились получать удовольствие от процесса, а не гнались за результатом.

– Откуда пошла любовь к музыке?

– В моем детстве были гармонь и баян. Дед часто играл, а пели «Катюшу», «Когда мы были на войне», «Эхо любви», а еще разные народные песни, и казачьи, и украинские. Наверное, этим мне и нравятся гусли – своей многогранностью. На гуслях можно играть если не все, то почти все: классическую музыку, современные композиции, народные песни. Мне по душе и традиционные наигрыши, и песни военных лет, и рок. А еще под гусли здорово рассказывать сказки, как будто переносишься на много веков назад. Даже когда ты просто перебираешь струны, ты погружаешься в медитативное состояние блаженства, а это и есть счастье.

– В чем особенность преподавания в вашей творческой мастерской «Лебедушка»?

– На каждом занятии я делаю акцент на изучении традиций посредством знакомства с ремеслами и прикладным рукоделием, через беседы об укладе жизни наших предков, поэтические пятиминутки и музыкальные паузы. Все эти «инструменты» образования в комплексе задействуют разные органы чувств и поэтому информация запоминается на разных уровнях восприятия: аудиальном, визуальном, кинестетическом – кому как удобнее. Иногда на своих занятиях я наряжаюсь в традиционную одежду.

– Которую сами и шьете?

– Похвастаться большим традиционным гардеробом я не могу. Собираю его постепенно, как жемчужины на нить нанизываю. Ведь женщины начинали готовить себе наряды задолго до взрослой замужней жизни, и комплектов у них было несколько: для работы в поле, повседневный, праздничный, свадебный. Это кропотливая и дорогостоящая затея, даже по нынешним меркам. Конечно, ходить в магазин удобнее в футболке и джинсах, но традиционная одежда дарит совсем иное состояние, состояние гармонии, покоя, защищенности. Я сейчас говорю не о тех сценических пестрых костюмах, которые наш глаз привык видеть на концертах, а о настоящей одежде, бытовавшей 100-200 и более лет назад, ее называют сермяжной. Сейчас такая одежда, из натуральных, часто неокрашенных материй, традиционного кроя, набирает популярность.

Но прежде чем сшить какой-то предмет гардероба, нужно изучить его конструкцию, историю, регион, потом найти подходящую ткань, и только тогда начинать шить. Но чтобы сохранять традиции необязательно ходить босиком и в очелье по городу. Я уверена, что просто важно знать, чтить былое и органично сочетать, вплетая эти знания в современную жизнь.

фото: личный архив Алены Кулаковой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру