Волгоградцам показали произведения японской печатной графики

Уникальная выставка в рамках года Японии в России открылась выставочном зале музея изобразительных искусств на Чуйкова, 37. Волгоградцы познакомились с работами 14 известных художников Страны восходящего солнца, которые заложили основу и определили развитие нового японского искусства последней четверти ХХ века.

Волгоградцам показали произведения японской печатной графики

50 произведений

– Сегодня у нас важное и значимое для Волгограда и всей России событие, – рассказала директор музея Варвара Озерина. – Мы открыли очень емкую и красивую выставку современного японского искусства «Образы и материя. Японская печатная графика 1970-х гг.». Это первое официальное культурное мероприятие в рамках начавшегося года Японии в России. Затем, с 29 января по 2 февраля, в Волгограде пройдет фестиваль японского кино, на котором будут представлены только новые японские фильмы – на языке оригинала с русскими субтитрами. Мы рады приветствовать на вернисаже заведующего московским отделением Японского Фонда, который организовал эту выставку, советника посольства Японии в России Такахаси Масакадзу.

Господин Масакадзу поблагодарил всех, кто пришел на этот вернисаж, и пожелал приятных минут общения с произведениями современного японского искусства, которыми восхищаются во многих странах мира.

– Японский Фонд, – сказал в интервью «МК в Волгограде» Такахаси Масакадзу, – был создан в 1972 году с целью углубления международного взаимопонимания посредством культурного обмена. Фонд ведет свою деятельность по трем основным направлениям: творческие обмены произведениями культуры и искусства, изучение японского языка в разных странах мира, а также японоведение и интеллектуальные обмены.

Наш Фонд, продолжает господин Масакадзу, проводит по всему миру передвижные выставки произведений прикладного искусства, живописи, фотографии, дизайна, графики... Экспозиция в Волгограде включает 50 произведений печатной графики 1970–1980-х годов, выполненных в технике шелкографии, литографии, печати на металле и инталии.

После торжественного открытия выставки участники вернисажа начали знакомство с оригинальными произведениями 14 известных художников, которые заложили основу и определили развитие нового японского искусства последней четверти ХХ века.

«Это все про Японию»

Выставочная экспозиция состоит из двух частей: «Эпоха образа» и «Изображения материи». Первая часть рассказывает о периоде массового распространения в Стране восходящего солнца фотоаппаратов и фотографии. Тогда же стали быстро распространяться и новые техники печати, такие как шелкография и офсет, позволявшие легко превращать фотоизображение в печатную графику. Появилось большое количество произведений, в которых авторы использовали фотоизображения, превращая их с помощью фотолитографии в произведения печатной графики: они сформировали основное ее направление.

С одним из таких произведений – картиной Косукэ Кимура «Вне времени» знакомимся студент института искусства и культуры Валентином Шевченко.

– Честно говоря, я пока еще далек от этого вида искусства, – говорит Вадим. – Мне больше по душе классическая живопись. Но мне интересно то, что я тут вижу.

– Перво-наперво я вижу здесь большой глаз в верхней части картины. В правой нижней – роботизированную руку с четырьмя пальцами. Дальше там – нечто вроде японского фонарика... Еще какие-то кисти рук, инструменты для письма... Мне, как российскому зрителю, это пока не очень понятно, но чувствую, что это все Япония и про Японию...

Мнение молодого человека показалось интересным. И мы решили поинтересоваться впечатлением от других картин другого участника вернисажа – уже профессионального волгоградского художника Рудольфа Паранюшкина.

– Ну и как впечатление, Рудольф Васильевич? – спрашиваем его. – О чем, по-вашему, эти две картины, у которых вы стоите?

– О самом художнике, и не более того. Он сидел и забавлялся. Изображал то, что ему самому в тот момент было интересно. Например, набор вот этих пятен... С их помощью он выразил свое настроение... А каким оно было? Да кто ж его знает…

Металл и бумага ручной работы

Вторая часть выставки рассказывает о художественном направлении, характеризовавшемся использованием в произведениях естественных материалов, таких как камень и дерево, бумага и ткань, металлические пластины... Или сочетаний этих материалов, которые расширяли само понятие искусства, печатной графики и создавали новые тенденции развития ее выразительных средств.

– Обратите внимание на эти два интересных полотна, – говорит куратор выставки Иван Говорухин. – Это работы Тацуо Кавагути «Отношения – качество». Две картины под одним названием. Это металл и бумага ручной работы. Сначала художник изготовил бумагу с очень хорошей фактурой, которая хороша уже сама по себе. Затем поместил на бумагу металлический предмет в виде металлической скобы. Трудно сказать, добавлял ли художник какие-либо вещества, но при взаимодействии бумаги и металла произошло такое обрамление скобы в виде какого-то наплыва. И родилось оригинальное произведение искусства.

На противоположной стороне – другая картина этого же художника с похожей, но немного видоизмененной техникой. Металлический предмет из бронзы, которая окисляется и дает вот такой зеленоватый цвет, художник положил не над, а под лист бумаги. И получился уже немного другой эффект. И другое оригинальное произведение.

Открытие выставки и знакомство посетителей с представленными работами японских мастеров проходило под тихую фоновую музыку глюкофонов – самодельных инструментов, которые изготовил и представил на вернисаже наш земляк – волгоградец Константин Губин. Ему удалось создать в выставочном зале приятную мелодичную ауру экзотического японского дворика.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 22 января 2020

Заголовок в газете: Удивительные рядом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру