В Волгограде хранят память о Юрии Войтове

Его культурное наследие впечатляет.

Драматург, режиссер, актер, краевед, киносценарист. Сильный, красивый, мужественный – таким вспоминают его близкие и друзья. До конца своих дней он был предан своей родине и своей земле. «Родился в Волгограде, крещен в Ростовской области – считаю себя донским казаком», – не раз говорил он в интервью.

Его культурное наследие впечатляет.

Шел отряд по берегу

Свою судьбу он предчувствовал с детства и однажды еще совсем пацаном на добродушный вопрос, кем хочет стать, выпалил: «Или артистом, или писателем», чем вызвал дружный смех окружающих. Все, однако, сбылось.

А дебют состоялся еще в шестом классе, причем, как водится, совсем случайно. Дело было в поселковом клубе. На концерт в честь Великого Октября (в то время это был большой государственный праздник) не явился пионер, который должен был играть Щорса. Юру разыскал в библиотеке перепуганный комсорг: выручай, мол. Не слушая возражений, Юрия превратили в израненного революционного командира – честь по чести забинтовали голову, надели папаху с красной лентой и подтолкнули к сцене. «Щорс» вышагивал под красным знаменем и был страшно горд. Таким был первый «срочный ввод» будущего актера. И очень даже успешный.

Суровый отец Юрия Войтова, казак, фронтовик, машинист тепловоза, считал молодой блажью мечты сына о работе в театре. Однако Юрий был настроен серьезно. Что же, сперва пришлось исполнить родительскую волю – выучиться на железнодорожника, поработать на тепловозе и только после этого идти в артисты.

Старшее поколение волгоградских зрителей помнит Юрия Войтова еще по драматическому театру имени М. Горького. А он всегда тепло вспоминал своего учителя – заслуженного артиста России Аркадия Высоцкого, своего тогдашнего кумира – Евгения Безмолитвенного, на которого ходил весь город, и свой упорный актерский труд. Закончив Самарский государственный институт искусств и культуры, режиссерское отделение, в середине 80-х Войтов ушел из драмтеатра и руководил в ДК Петрова театром народным.

Много лет прошло, а ученики той театральной студии до сих пор помнят его молодым, полным сил, энтузиазма, любви к выбранному делу. Под его руководством подростки готовили миниатюры, спектакли и даже писали пьесы. Юрий Алексеевич был чутким, требовательным, вел себя с ребятами как с творческими личностями. И, хотя они выступали на сцене ДК, приобретенный творческий опыт пригодился потом в жизни. А образ и обаяние педагога остались в памяти.

Театр – не мода

Войтов был режиссером театра миниатюр, редактором на телевидении. И тогда же он начал писать свои первые книги. Но неизменно подчеркивал: «Театру я не изменял никогда». Сыграно множество ролей, в том числе в собственных пьесах. В специально написанной для Казачьего театра по просьбе ветеранов пограничной службы героической драме «Моя граница – моя судьба» Юрий Войтов изображал верного присяге русского офицера, вложив в этот образ искреннее преклонение перед защитниками Родины.

Сам Юрий Алексеевич после десятилетки служил в армии, впоследствии окончил офицерские курсы. Майор. Его сценические атаманы, генералы и маршалы – люди с истинной военной выправкой, как было в спектакле «Гвардеец Cтaлингрaда. Лестница времен». А в театрализованном представлении «Артисты Cтaлингрaдa. Всё для фронта. Всё для победы» Войтов сыграл уже не безымянного военачальника, а самого Василия Чуйкова.

Служа с 1990-х в Донском казачьем театре, он создал пьесы «Чубатые ребята», «Груня – атаман разбойников», «Казак Чугуша», «Дон Жуан по-царицынски», «Cтaлингрaдскaя мадонна». Зритель увидел их в Казачьем театре, Волгоградском и Читинском областных театрах кукол. Некоторые пьесы ставились в Москве. «Cтaлингрaдскaя зима» шла в течение долгого времени в Московском драматическом театре художественной публицистики. Современный театр антрепризы взял пьесу «Заложи жену в ломбард». Алексей Маклаков, Алиса Гребенщикова и Андрей Гайдулян объехали с этим спектаклем от Владивостока до Питера.

Автор книг «Не тревожь покой колдуна», «Великое русское междуречье» и других, нередко свою прозу краевед Войтов перерабатывал в драматургический материал. Спектакль о реальном и придуманном Царицыне так и назывался – «Царицынские байки» и был адресован всем, кто любит родной город и хотел бы знать о нем больше.

Даже коренные жители в большинстве слышали о Царицыне обидно мало, куда меньше, чем о Cтaлингрaде. Исчез с лица земли тот уездный город с его храмами и малоэтажными домами. Уцелевшие особняки царицынской эпохи можно по пальцам пересчитать. Так же скудна и память о людях и делах, когда-то волновавших царицан. Войтов их любовно, с кустодиевским смаком, описывал, «оживляя» обывателей, купчих, лавочников, домохозяек, даже представителей местной шпаны и полиции. Истории озорные. Например, о том, как мудрая жена, накрыв обильный стол, сподвигла мужа-чревоугодника наконец исполнить супружеский долг. Все решила вовремя поданная горчица (сарептинская, не иначе), что в конце концов привело к прибавлению в семействе.

По ту сторону экрана

После ряда телепередач и созданного по собственному сценарию документального фильма «Параскева Пятница» Юрий Войтов как режиссер-документалист снял ленты «Русь Юродивая», «Тайна Бельджамена», «Мы – христиане», «Донской полководец», «Бельсальеры из 42», работал в Клетском, Котельниковском, Николаевском и Котовском районах.

– Я здесь родился и люблю свой край, а нельзя любить свою землю и ничего о ней не знать.

Его особенно волновала тема исконного величия родной земли, где с древности пересекались исторические пути народов и цивилизаций, где можно ощущать пульс времени, дыхание вечности. Именно поэтому он участвовал в экспедициях по исследованию аномальных зон Медведицкой гряды, Хоперского тектонического разлома, Кольского полуострова, Аксайских пещер, Приэльбрусья, гор Большое Богдо и Малое Богдо. Он искал в Волгоградской и Ростовской областях святилища, так называемые места силы, которые связаны с пребыванием там ариев, о чем с увлечением рассказывал. Не все окружающие разделяли его взгляды. Войтов же всегда утверждал, что таких культовых сооружений со своими энергетическими полями у нас немало, и открытия еще впереди.

– Нам есть чем гордиться на нашей земле. И наши предки оставили богатейшее культурное наследие. Яркий пример тому – вождь ариев Один, который родился и жил здесь, а потом часть народа увел на Балтику.

В нашем городе очень много трагических памятников войне, а Войтов считал, что нужны и памятники с позитивной энергетикой. По его идее на Предмостной площади у Центрального ЗАГСа поставлена «Подкова счастья».

– Светлый знак, дарующий тепло людям. Чем и горжусь.

Незадолго до ухода из жизни Войтов пробивал идею установки в Волгограде памятника братьям Нобелям, ведь эти обрусевшие шведы сделали из нашего города промышленный центр. Благодарная память – наш общий долг.

– Яркий, талантливый актер. Автор книг и пьес, известных всей стране. Человек, многое сделавший для волгоградской культуры. Увлеченный нашей родной историей, краевед. Он мог часами рассказывать о святынях и артефактах, о библейских сюжетах и традициях нашей земли казачьей. Всегда горячо и очень искренне, – вспоминает директор Казачьего театра Андрей Зуев, – Мне посчастливилось работать и служить вместе с Юрием Алексеевичем Войтовым в нашем театре. Участвовать в сотворчестве... А последняя роль его в театре – Дед Мороз! Это был настоящий сказочный дед, добрый, внимательный. Его приятный голос, спокойные уверенные движения как магнитом притягивали ребятишек. И никто, даже папы, мамы, бабушки, не почувствовали, какой силой воли давалась ему эта детская сказка. Спасибо вам, Юрий Алексеевич. Мы будем помнить вас.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру