Открыть тайну продления жизни помогут летучие мыши?

Ученые выяснили, почему летучая мышь большая ночница живет гораздо дольше других крылатых сородичей – возраст представителей этого вида может достигать 35 лет, что необычно долго для животного такого маленького размера. Возможно, это открытие приблизит исследователей к тайне продления человеческой жизни.

Долголетие ночницы заложено в ее генах, сообщает издание Science Advances. Чтобы исследовать продолжительность жизни летучих мышей, ученые отобрали образцы тканей 500 различных видов и исследовали длину их теломер – участков на концах хромосом, которые обеспечивают копирование ДНК в процессе деления клетки. Защитой теломер в клетке занимается фермент теломераза: он заполняет промежутки хромосом, которые теряются в результате деления и копирования генетической информации. С возрастом теломераза работает все менее эффективно, что и провоцирует старение клеток и всего организма.

Выяснилось, что у большой ночницы теломеры не укорачиваются вообще, в то время как у других видов – большого подковоноса и обыкновенного длиннокрыла – теломера с возрастом уменьшается. Причем связано это не с ферментом, а с активностью генов, которые участвуют в восстановлении ДНК и процессах поддержания теломер. Более того, в клетках большой ночницы теломераза не работает вовсе – кстати, как и у людей. Там действует механизм с участием генов ATM и SETX, которые у этой мыши работают активнее, чем у остальных мышей.

Пока прямой связи между итогами исследования и причиной мышиного долголетия ученые не обнаружили, но исследование будет продолжаться хотя бы потому, что в восстановлении ДНК есть процессы, которые снижают развитие рака.