Многодетная волгоградка помогает глухонемым землякам

Из-за своей особенности девушка выбрала путь – помогать людям, лишенным слуха полностью.

06.02.2018 в 21:27, просмотров: 1695

Елена Курчашова испытывает проблемы со слухом с восьми лет. Девочка часто нервничала, много болела и проходила курсы лечения опасными антибиотиками. Как результат – тугоухость и последующая инвалидность. Из-за своей особенности девушке было трудно найти работу, и она выбрала другой путь – помогать людям, лишенным слуха полностью.

Многодетная волгоградка помогает глухонемым землякам

Солнце в косах

Когда смотришь на рыжеволосую голубоглазую Елену, даже мысли не возникает, что эта девушка с лучезарной улыбкой и косой до пояса – инвалид. Особенности Лены становятся чуть заметны только в разговоре, но и тогда на них обращаешь внимание не сразу. Перед беседой она предупреждает, что плохо слышит шепот и звуки в высоком диапазоне, а также просит не прикрывать губы руками – чтобы можно было прочитать по губам.

– Родилась я в Молдавии. Мне было меньше года, когда мы с мамой переехали в Клетский район Волгоградской области, где я и прожила до окончания 9-го класса. Мама оставила в Молдавии супруга: у них были сильные конфликты, которые заканчивались драками, а мне не подходил местный очень влажный климат, из-за которого меня никак не могли вылечить от гнойного плеврита (воспаление легких. – Прим. ред.). Доктор посоветовал моей маме увезти меня в сухой климат, что она и сделала.

Проблемы со слухом проявились у Лены примерно в восемь лет. В ее семье до сих пор не могут понять, что стало причиной, есть только догадки: стресс из-за рождения в семье младшего брата, переживания из-за конфликтов родителей или бесконечное лечение антибиотиками, побочный эффект которых – снижение слуха. Так или иначе в хуторе, где жила семья девочки, была только одна школа – для обычных детей, там она и начала учиться. Именно в школе особенность ребенка впервые отразилась на общении с окружающими.

– У меня возникали проблемы и с преподавателями, и со сверстниками. Дело в том, что я слышу интонации, различаю, мужской или женский голос, но слова для меня сливаются в один поток, и я их не различаю. К примеру, учитель математики периодически включал для нас пластинку, и мы должны были решать по ней задания. Я не разбирала слов диктора, поэтому ничего не решала и соглашалась даже на двойку. Что тут поделаешь?

Мне важно видеть лицо собеседника, чтобы различать его мимику, читать по губам. Из-за этого были проблемы с диктантами: я могла либо смотреть на педагога, либо писать – одновременно делать и то и другое для меня просто невозможно. Из-за того, что я не слышу отдельные звуки, я не могу их воспроизвести – от этого страдает мое произношение и обучение иностранным языкам.

Елене очень помогла ее классная руководительница: каждому педагогу она объясняла проблему своей ученицы и просила отнестись к этому с пониманием. Понимание, конечно, было, но, как работать с особенной девочкой, никто не знал, и это отражалось на успеваемости.

Получала аттестат Елена уже в волгоградской вечерней школе, где ее вместе с другими глухими и слабослышащими ребятами готовили к поступлению в медицинский колледж.

– Я сразу почувствовала разницу в учебных программах и подходах преподавателей к детям с проблемами со слухом: внимательные педагоги объясняли материал максимально доступно.

Придя в класс для инвалидов, волгоградка будто попала в другой мир: в классе абсолютно все разговаривали руками, жестовым языком. Поговорить можно было только с педагогами.

– Если в сельской школе меня сторонились из-за глухоты, то в этой одноклассницы не стали со мной общаться, потому что я говорящая, – они не приняли меня в свой коллектив. Девочки дали понять, что, если я разговариваю, значит, я другая. Жестовому языку я начала учиться у ребят – мальчики оказались более терпимы и чужды предрассудков. Да и позже я не раз сталкивалась с тем, что глухие плохо идут на контакт с говорящими, и дело не только в способности воспринимать звуки… С ребятами из школы мы вместе продолжили учиться в колледже: с девочками дружбы так и не получилось, а вот среди однокурсников оказался мой будущий муж.

Муж Елены Петр не слышит совсем – будучи двухмесячным ребенком, он оглох после приема антибиотиков. Но глухота не помешала молодому человеку окончить школу и медицинский колледж. Вот с трудоустройством были проблемы. По воле случая мужчина устроился фрезеровщиком на волгоградский завод производства оборудования для нефтегазовой промышленности, где работает вот уже 15 лет. Петр увлекается гандболом и вместе с волгоградской командой «Каустик» даже принимает участие во всероссийских турнирах.

Елена в профессии тоже не осталась: во время замужества один за другим в семье появилось трое сыновей, и мама сконцентрировалась на их воспитании. Периодически Елена подрабатывала парикмахером, но без профильного образования в салоны красоты девушку не брали. Проблема с трудоустройством затянулась, и Елена уже отчаялась найти работу.

– Мы с мужем ходим на все мероприятия, которые устаивает клуб глухих людей, и там мы познакомились с руководителем регионального отделения Всероссийского общества глухих Андреем Быковым. Он увидел, что я знаю жестовый язык, и предложил мне стать сурдопереводчиком в их организации, но я тогда была еще в декрете. Как только дети подросли, я поступила в педагогический университет, окончила профильные курсы и вышла на работу.

Помочь неговорящему

В обязанности Елены как сурдопереводчика общества глухих входит сопровождение инвалидов в различные учреждения: в поликлинику, в МФЦ и т. д. Девушка помогает клиентам объясниться с окружающими, решает их личные вопросы.

Елене нравится общаться с людьми и помогать решать им их проблемы. Непонимание, с которым она сама столкнулась в детстве и подростковом возрасте, стало для нее толчком для того, чтобы делать жизнь неслышащих людей хоть чуточку проще.

– Общество глухих само по себе очень закрыто – они сложно принимают незнакомцев, даже слабослышащих не воспринимают. Это связано и со сложностью коммуникации, и с характерами самих людей – многие комплексуют, не знают, как себя подать, как вести себя с окружающими. Глухим гораздо труднее найти работу: некоторые виды деятельности (например, работа на высоте) для них недопустимы по медицинским показаниям. Вместе с тем есть работы, которые подходят только глухим. К примеру, мой муж работает на шумном производстве. Обычный человек не выдержит сильной шумовой нагрузки в цехе, а глухие прекрасно справляются с обязанностями в таких условиях. Но ведь мест, куда может устроиться инвалид, очень мало… Глухие выживают за счет пенсии, но это очень маленькие деньги.

Недавно в общество обратился за помощью Александр Г. (имя и фамилия изменены. – Прим. ред.) из Жирновского района, который попал в непростую жизненную ситуацию. Будучи сиротой, он долгое время жил в деревне у знакомых и выполнял для них хозяйственные работы. Некоторое время назад фермеры продали дом и уехали, и помощник остался без заработка и крыши над головой. За поддержкой он обратился в общество глухих, и Елена взялась сопровождать его по всем инстанциям.

– Я сопровождаю Александра с первого дня. Очень тяжело, так как у него еще легкая степень умственной отсталости. Мы уже сделали флюорографию, полис, прошли некоторых врачей... Приехали в приют, а у него нет ни одного заключения. И началось все заново: собирали дубликаты, объясняли ситуацию сотрудникам. В Кировском районе, где проходило оформление, учреждения находятся в разных местах, и везде очереди. К счастью, мне везет на хороших людей, к нам все отнеслись с пониманием, проблему решили. Надеюсь, у Александра все сложится хорошо.

Когда помогаешь таким людям, чувствуешь особую ответственность, переживаешь за человека, призналась Лена. Что касается общения и развлечения глухих, то и здесь не все просто. Молодые инвалиды, которые «на ты» с техникой и интернетом, общаются в социальных сетях и мессенджерах, вопрос коммуникации для них облегчен. Со старшим поколением дела обстоят сложнее.

– У всех дефицит общения. Каждую пятницу в нашем клубе глухих собираются бабушки и дедушки, женщины и мужчины. Чтобы пообщаться, побыть вместе, обсудить проблемы и просто поболтать, люди едут из самых отдаленных районов, их не останавливает даже плохая погода. К сожалению, у здания, где мы базируемся, миллионные долги перед энергетиками, и непонятно, что дальше будет с нашим клубом. Оставить без него такое количество людей страшно, он им очень нужен, – сетует Елена.

По ее словам, глухих расстраивает и то, что многие программы по телевизору показывают без сурдоперевода или бегущей строки. Новости они смотреть могут – их показывают с текстом на экране, а вот популярные телешоу и программы, которые выходят в прямой трансляции, – нет. Кто может, читает текст эфира в интернете и рассказывает потом друзьям, но пенсионеры такой возможности лишены вообще.

Правильный жест

За свою работу мама троих детей получает копейки – работает меньше чем на полставки. Но девушка не жалуется – семья живет в достатке, а для нее самой главное в работе – общение с людьми и помощь нуждающимся. Кстати, несмотря на то что жестовый язык она знает с детства, на курсах ей пришлось переучиваться.

– Меня-то учили жестам немые, из-за этого некоторые мои жесты нечеткие, неясные. Мне пришлось корректировать навыки, учиться показывать жесты четко. Это можно сравнить с разницей литературного и разговорного языков: в разговорном быту люди часто упрощают жесты, показывают их бегло и одной рукой вместо двух – мне эта привычка тоже передалась, и пришлось переучиваться. К примеру, жест «убежать» нужно показывать двумя руками, а я умею показывать одной. В каждой стране свой жестовый язык, универсального для всех языка нет, но есть очень похожие. Например, как похожи украинский и русский, так похожи и их жестовые языки. Думаю, это связано с тем, что мы когда-то учились по одним учебникам и русский язык был обязательным. Вместе с тем есть и слова, которые абсолютно не понятны, но тогда можно воспользоваться дактильной азбукой.

По словам Елены, жестовые языки отличны не только в разных странах, но даже в разных городах и соседних населенных пунктах. По-разному могут объясняться даже люди из Волгограда и области. К примеру, слово «собака» москвичи и волгоградцы показывают по-разному.

– С иностранцами мне общаться не доводилось, но я столкнулась с языковой разницей, когда общалась с мальчиками из Краснодара. Так, у волгоградцев нет жеста, обозначающего слово «клубника», – мы его показываем дактилем, а краснодарцы показывают клубнику, теребя кончик носа. Есть в языке глухих и нецензурные слова – их в основном показывают жестами, дактиль для этого не используют.

Неспособность слышать отдельные звуки, которая не позволила Елене в школе полноценно изучать иностранные языки, не дает возможности изучать и иностранные жесты. Это умение могло бы пригодиться ей летом, когда в Волгограде будут проходить игры чемпионата мира по футболу FIFA – 2018. Волгоградке нравится идея волонтерства, и она бы с удовольствием помогла неговорящим иностранцам, но в этом вопросе она бессильна.

– Чтобы знать жестовый язык, надо знать и разговорный. То есть полностью изучить алфавит, знать лексику, синонимы и т. д. К этому надо относиться серьезно, тратить на это много времени. К сожалению, я не могу слышать отдельные звуки чужих языков и, соответственно, не могу их показать руками.

Сама Елена себя как инвалида не воспринимает: у нее трое слышащих детей, любящий муж-спортсмен, любимая работа и частный дом, в котором живут кошки и кролики, – все, о чем мечтает любая обычная женщина. Волгоградка радуется жизни и старается делать счастливее людей, которым в жизни повезло чуть меньше, чем ей.