Пока мы помним, подвиг героев будет жить!

С ПРАЗДНИКОМ!

Все дальше в историю уходит февраль 43-го, но не меркнет память о подвиге наших отцов, дедов  и прадедов, которые ценой неимоверных усилий повергли врага у стен Сталинграда.

Отмечая 75‑ю годовщину победы в Сталинградской битве, мы склоняем головы перед светлой памятью миллионов советских людей, погибших за независимость Родины, отдаем дань глубокого уважения поколению победителей.

Мы вспоминаем защитников Сталинграда, кто поднимался из заснеженных окопов и шел в атаку, бомбил врага с воздуха, стрелял из артиллерийских орудий и зениток, выносил раненых с поля боя, лечил их в госпиталях. Годы и фронтовые раны не щадят ветеранов, но наша память сильнее неумолимого времени.

В канун 75‑й годовщины победы под Сталинградом «Себряковцемент» выпустил буклет с символичным названием «Непобежденные». На его страницах собраны фотографии военных лет и воспоминания о защитниках Сталинграда, которые после войны строили Себряковский цементный завод, работали на производстве и добивались высоких показателей, самоотверженно трудились и были примером для молодежи. Их имена навечно вписаны в историю завода.

БОИ ЗА КАЖДЫЙ ДОМ И КАЖДЫЙ ЭТАЖ

...Весной 41-го в воздухе пахло войной, но верить в ее возможность никому не хотелось. На улице отцветала сирень, впереди лето, нехитрые радости отдыха на природе, долгожданный отпуск. Но 22 июня 1941 года жизнь советских людей круто изменилась: началась война.

Юлия Крамарь узнала об этом не из выступления народного комиссара иностранных дел СССР Молотова. Приграничный город Каменец-Подольский стали бомбить в первый же день. Муж Юлии политрук Василий Новицкий с раннего утра отправился в часть на очередные учения.

А буквально через час-другой в окно громко постучал вестовой и сообщил, что Юлия должна срочно явиться в расположение части. В летнем платьице с дамской сумочкой в руках, куда положила только паспорт, она поспешила в часть. Там уже шла эвакуация офицерских жен и детей на восток, подальше от границы.

Всех посадили в грузовую машину, чтобы доставить до ближайшей железнодорожной станции. Ехали уже под бомбежками и обстрелами немецкой авиации, а на станции узнали, что пути разбиты… Долгим был путь Юлии Крамарь в эвакуацию: без денег, без теплой одежды она добралась до Оренбургской области. Молодая учительница, окончившая ускоренные курсы при Каменец-Подольском педагогическом институте, в тылу работала на заводе. В 1942 году Юлию Крамарь призвали в Красную Армию и направили в 679‑й зенитно-артиллерийский полк 28‑й армии. В ту пору ей едва исполнилось 19 лет.

Но рядом было много ее ровесниц, которые со всей ответственностью и старанием обучались премудростям ведения артиллерийско-зенитного огня. А вскоре их перебросили в Сталинград, где уже шли ожесточенные бои. Зенитчицы прикрывали от авианалетов заводы. С раннего утра и до поздней ночи девушки отражали атаки немецкой авиации, сбивали самолеты, огнем зениток заставляли сбросить бомбы мимо намеченных целей, чтобы не допустить врага к стратегическим объектам.

СРАЖАЛИСЬ РЯДОМ...

Юлия Крамарь воевала в Сталинграде и не догадывалась, что буквально рядом сражался и ее муж Василий Новицкий, о котором она ничего не знала с первого дня войны. Его часть вела бои в Сталинграде в районе мельницы Гергардта. Здание выдержало многочисленные попадания авиабомб и снарядов, но буквально каждый квадратный метр наружных стен иссечен снарядами, пулями, на крыше железобетонные балки перебиты прямыми попаданиями авиабомб.

Не разрушиться до основания помогла изначально заложенная в конструкцию повышенная прочность и виброустойчивость железобетонного каркаса, необходимая для работы промышленного оборудования.

Много лет спустя после победы супруги Юлия и Василий побывают в музее-панораме «Сталинградская битва» и увидят мельницу, которую оставили разрушенной, как память о войне. Но все это будет потом, а пока днем и ночью шла жесточайшая битва за город на Волге.

На вооружении зенитно-артиллерийского полка, где служила Крамарь, были пушки, способные сбивать не только самолеты, но подбивать танки противника. Кстати, один вражеский самолет был и на счету Юлии.

После окончания Сталинградской битвы красноармеец Крамарь участвовала в боях под Краснодаром, Одессой, Херсоном. После освобождения Краснодарского края 679‑й зенитно-артиллерийский полк прикрывал воздушное пространство одесского порта. Зенитчики охраняли город, боевые корабли и другие суда от воздушных ударов, которые враг наносил со стороны Черного моря. Последний массированный налет на одесский порт немцы совершили в начале 1945 года, но были встречены плотным огнем.

Долгожданную Победу старший разведчик взвода управления зенитно-артиллерийского полка ефрейтор Юлия Крамарь встретила в Одессе. Она с нетерпением ждала встречи с мужем и родными: лишь после освобождения Украины в 44-м впервые с начала войны получила весточку из дома и от супруга. Василий писал ее родным, искал жену в тылу и на фронте.

...И РАБОТАЛИ ВМЕСТЕ

В 50‑х годах участники войны, защитники Сталинграда супруги Юлия Васильевна Крамарь и Василий Васильевич Новицкий переехали в Михайловку. Глава семьи устроился работать на Себряковский цементный завод, долгое время возглавлял отдел кадров. А его жену позвали работать в профилакторий «Солнечный», инициатором приглашения был директор Себряковского цементного завода Марк Моисеевич Смехов.

Позже Юлия Васильевна стала первым директором гостиницы «Себряковская». Работали супруги всегда на совесть, в их трудовых книжках не счесть благодарностей и записей о премировании. Воспитали двоих сыновей, отметили золотую свадьбу, увидели своих внуков и правнуков.

Вот только не дожили до 75‑летия Сталинградской Победы. Но и в семье фронтовиков, и на

Себряковском цементном заводе бережно чтут память защитников Сталинграда. Кстати, старший сын супругов Крамарь-Новицких свою дочь назвал Юлией. Она живет в Волгограде – городе, который отстояли ее бабушка и дедушка, герои войны.

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру