Готовность номер один
Впервые о необходимости оборудовать российские общеобразовательные школы «тревожными кнопками» заговорили еще в 2004 году, после трагедии в Беслане. Долгое время эта инициатива так и оставалась инициативой, и только в 2012 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сделал соответствующее поручение главам регионов страны. В волгоградских общеобразовательных учреждениях массово систему тревожной сигнализации начали устанавливать в 2014 году после ЧП в школе в районе Отрадное (Москва), где ученик 10-го класса застрелил из отцовской винтовки 29-летнего учителя географии. Уже к началу учебного 2015 года во всех городских школах появились 446 «тревожных кнопок» для экстренной прямой связи с органами внутренних дел, каждое здание оборудовали системой мониторинга «Стрелец», телевизионной системой видеоконтроля и системой управления доступом.
Кстати, техническое оснащение никак не ударило по родительскому карману – оборудование было закуплено и установлено за счет бюджета. Родителям, как и раньше, приходится оплачивать только работу охранного предприятия.
Проверки систем безопасности проходят как перед началом учебного периода, так и на протяжении всего года. Более того, рабочее состояние той самой кнопки проверяют ежедневно. После того как в течение одной недели в школах Перми и Улан-Удэ были совершены нападения на учащихся, меры по обеспечению безопасности в регионе были усилены.
«В настоящее время во всех 134 общеобразовательных учреждениях Волгограда, 205 дошкольных образовательных учреждениях и 19 учреждениях дополнительного образования, находящихся в ведении департамента, с целью обеспечения безопасности учащихся организован пропускной режим. Чтобы ограничить доступ в образовательные учреждения посторонних лиц на входе постоянно дежурят вахтеры», – рассказали в городской администрации. Там же нас заверили, что это никак не отразится на самом учебном процессе.
Кроме того, сейчас пройти на территорию школы просто так не смогут даже сами родители: попасть в здание можно только в случае родительского собрания, общешкольного или классного мероприятия. Если посещение незапланированное, то визитера остановят на вахте и пригласят к нему классного руководителя или завуча.
На инициативу Ирины Яровой о дополнительной проверке работы «тревожных кнопок» в волгоградских педагогических кругах отреагировали с улыбкой: «в наших школах системы тревожной и пожарной сигнализаций работают как часы, действие кнопки проверяется ежедневно, все проверки выдержим».
От внешней угрозы – проникновения в помещения незнакомцев-злоумышленников – волгоградские школы, пожалуй, защищены получше иных. В бурятской школе, где 19 января девятиклассник с топором и коктейлем Молотова напал на четвероклассников, к примеру, дежурила только вахтерша.
Но в то же время в пермской школе, где 15 января бывший выпускник девятого класса вместе с другом напал на учеников, специализированная охрана была. По неподтвержденной информации, в здании установлена и тревожная сигнализация. Так или иначе, несовершеннолетние хулиганы обошли нехитрую систему школьной безопасности, потому что сами были учащимися и четко знали, куда идут. Значит, детей нужно защищать еще и от других детей?
– Когда-то у нас в МОУ был обычный вахтер, который на входе у незнакомцев проверял документы, – рассказывает волгоградка Ирина с пятнадцатилетним педагогическим стажем. – Потом по согласованию с родителями учеников мы заключили договор с фирмой, и у нас появилась специализированная охрана, которая следила по камерам за обстановкой в здании. Но родителям такая новация не понравилась, потому что от ЧОПа в школу была направлена пожилая пенсионерка, хотя и с дубинкой, но она была скорее для приличия. Причем стоило это мнимое спокойствие 750 рублей в год. То есть деньги отдавай, но о какой безопасности в данном случае может идти речь?
От кого защищаем?
В обязанности наемных охранников также входит регулярный обход территорий, обнаружение подозрительных предметов и своевременный вызов полиции. В обычных школах после таких резонансных событий начинается, прямо скажем, паника, сетует Ирина.
– Министерство спускает предписания, завучи носятся с журналами по технике безопасности, где все должны расписаться, собираются комиссии, родительские собрания, – говорит Ирина. – Получается некая подмена понятий – заботимся не столько о безопасности, сколько о том, чтобы отчитаться о проделанной работе. Это перегиб. Сейчас я работаю в частной школе. Здесь тоже есть вахтер, видеонаблюдение, но на входе – домофон, то есть посторонний, даже если очень захочет, просто так не войдет. Все это вкупе усиливает чувство безопасности. Думаю, было бы не лишним во всех школах установить рамки металлодетектора и пропускную систему, чтобы родители получали СМС, когда ребенок приходит и уходит из школы.
Руководство учебного заведения обязано обеспечивать безопасность своих учеников. Для этого оно может привлечь к охране и чоповцев, и сотрудников вневедомственной охраны, и даже обычных сторожей. Вопрос в том, какие дополнительные услуги нужны ответственному за безопасность учеников лицу, то есть директору, – проверка наличия сменки у детей или контрольно-пропускной режим и охрана дорогостоящего оборудования в классах. Важно и то, сколько за это готовы заплатить родители. Вместе с тем законодательство определяет правила для коммерсантов, которые берутся охранять несовершеннолетних. Фирма должна получить лицензию на свою деятельность в МВД, а специалисты обучиться в специальных школах и получить удостоверение охранника.
Согласно ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охранники не могут использовать оружие в отношении несовершеннолетнего, если они знают его возраст или он очевиден. Исключение – если ребенок использует оружие для сопротивления или совершает групповое нападение, при этом жизнь охранника и охраняемое имущество под угрозой. По закону сотрудник может стрелять в воздух для предупреждения и оповещения, о чем потом придется оповещать правоохранительные органы.
Если же школьная охрана не вооружена, то при явной угрозе сотрудник может даже ударить нарушителя, но перед этим он должен: а) попытаться разрешить конфликт словами; б) предупредить о том, что в отношении нарушителя может быть применена сила; в) вызвать полицию. Нарушение этого порядка действий расценивается как превышение должностных полномочий.
Наличие во всех волгоградских школах «тревожной кнопки», после нажатия которой бойцы вневедомственной охраны Росгвардии приедут в кратчайшие сроки, безусловно, обнадеживает. Вместе с тем надо понимать, что эта система помогает, когда началась активная фаза нештатной ситуации, но предотвратить ее на уровне профилактических мер она не в состоянии. Конечно, злободневную проблему проноса на территорию школы оружия вполне могут решить металлоискатели, но их цена по меркам школы заоблачна: самый дешевый арочный детектор стоит в районе сотни тысяч…
Виновата система?
– Каждый раз, когда какой-то отморозок приносит в школку оружие и случается трагедия, из телевизора говорят про необходимость усиления безопасности, – рассказывает Олег Митяев, папа пятиклассника из Советского района. – В принципе, я согласен, что школы нужно оснастить металлоискателями. Но вы понимаете, что дело не только в оружии? Однокласснику моего сына старшеклассник нос разбил – и не прикладом пистолета, а своим кулаком! Если дети захотят подраться, они это и в соседнем дворе сделают. Мне кажется, такие преступления в стенах школы – это не столько желание досадить одноклассникам и педагогам, сколько бунт против самой системы.
Родственники ученицы, ставшей свидетельницей одной из школьных драк, с такими доводами согласны отчасти.
– Увлечения детей порой просто поражают. Один в школу нож принес, а другой насмотрелся жестоких видео и намеренно с топором и зажигательной смесью напал на одноклассников. Неужели родители настолько плохо знают своих детей?! Если они не знают о содержимом их портфелей, пусть это выяснит охранник у входа, – предлагает Людмила Р. (имя и фамилия изменены. – Прим. ред.).
Причины массовой детской агрессии, которую несовершеннолетние выплескивают в стенах школы (с 2010 года таких происшествий в России было восемь, причем четыре – за последние полгода), не новы: переходный возраст, подвижная психика и отсутствие доверительного отношения с окружающими. К сожалению, ситуацию усугубляет свободный доступ подростков к Интернету.
Музыка нас связала
– Возможность получения и использования информации из Интернета сегодня искажена. Знакомство с насилием и противоправными действиями через Мировую паутину зачастую искажает мировосприятие еще не окрепшей детской психики. Именно поэтому дезадаптивное поведение подростков начало носить массовый характер», – считает волгоградский психолог Алена Беломытцева, и отчасти она права.
Уже известно, что пятнадцатилетний бурятский налетчик увлекался нацистской атрибутикой и историями о маньяках, которые черпал из социальных сетей. Парень вообще отличался чрезмерной агрессией и зачастую девиантным поведением, на что жаловались его одноклассники.
Есть мнение, что между поступком Антона и пермскими школьниками есть связь. В день нападения они пришли на уроки в футболках с символикой германо-американской рок-группы «KMFDM». С таким же принтом на одежде были старшеклассники Эрик Харрис и Дилан Клиболд, которые в 1999 году устроили массовую бойню в американской школе «Колумбайн». Считается, что в песнях этой группы есть призывы к насилию, пропаганда фашизма и сатанизма, а в социальных сетях – группы, героизирующие поступок американцев. Вероятно, что именно в таком сообществе и состоял девятиклассник. По информации Министерства связи и массовых коммуникаций, с 19 января общими усилиями Минкомсвязи, Роскомнадзора и администраций социальных сетей в Интернете началась массовая блокировка страниц «колумбайн-сообществ».
Зачищать Мировую паутину от противоправного контента нужно, но этого мало – нужно работать и с детьми. По мнению волгоградского психолога Алены Беломытцевой, запрещать подростку сидеть в Интернете бессмысленно и глупо, но ограничивать время и контролировать посещаемые ресурсы нужно, причем делать это мягко и ненавязчиво. Важно научить ребенка пользоваться Интернетом во благо: для обучения, развития, безобидного общения и развлечения. В этом заключается психологическая и интернет-грамотность ребенка, которая поможет ему в дальнейшем избежать проблем.