Финграмотность пришла в ЖКХ

07.11.2017 в 19:32, просмотров: 1480

На базе одного из волгоградских университетов сегодня, 7 ноября, прошел круглый стол по защите прав потребителей жилищно-финансовых услуг, организатором которого выступил «Центр анализа социально-экономической политики». Уже к концу года в регион привезут и раздадут листовки-памятки, которые помогут владельцам и арендаторам жилых помещений лучше разобраться в вопросах оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Фото из архива "МК"

Напомним, министерство РФ уже несколько лет реализует крупный проект по повышению финансовой грамотности населения. В восьми опорных регионах, в числе которых Волгоградская область, используя различные инструменты, обучают население управлению личными финансами. С конца прошлого года проект финграмотности в сфере ЖКХ выделили в отдельное направление. Курирует направление управляющий директор по макроэкономике «ЭкспертРА», к.э.н., доцент МГУ им. Ломоносова, НИУ «Высшая школа экономики» Антон Табах.

«Проект включает анализ мировых и российских практик, работу с населением по выявлению основных проблем, – пояснил Антон Табах. – В том числе консультации и дистанционные вопросы, чтобы сделать срез, а дальше разработать информационно-аналитические материалы и рекомендации для федеральных и региональных органов исполнительной власти».

Основной массив информации разместят на сайте жилфин.рф, который сейчас готовится к запуску. Разъяснительные материалы будут затрагивать не только темы, связанные с финансовым взаимодействием собственников и компаний по оказанию услуг, но и финансовые и юридические аспекты сделок с недвижимостью, в том числе на рынке аренды жилья.

«В России очень специфичная структура собственности на жилье, – отметил Табах. – Почти 90% квартир, которые были в городском фонде, в разное время были приватизированы, соответственно, любой многоквартирный дом сейчас – это конгломерат индивидуальной, долевой и муниципальной собственности. Таких конгломератов нет нигде в мире». Примечательно, что образовательную функцию в России несут в основном банки и управляющие компании, отмечает эксперт. Работая с собственником, организации тем самым получают наиболее рационального, грамотного и ответственного собственника или заемщика.

Уральская некоммерческая ассоциация по просьбе кураторов проекта провела исследование структуры обращений собственников по различным вопросам. Всего было зафиксировано 237 уникальных вопросов, анализ которых выделил несколько ключевых направлений, интересующих собственников. Основная масса обращений связана с начислением платы за ЖКУ. Это обусловлено высокой стоимостью жилищно-коммунальных услуг и значительной их долей в бюджетах семей. Второе место за вопросами, связанными с управлением многоквартирными домами. Чуть менее популярны оказались вопросы расселения из ветхого и аварийного жилья. Преимущественно молодые женщины интересовались вопросами реализации маткапитала.

Таким образом, Центр анализа социально-экономической политики систематизировал накопленную информацию и подготовил базовые листовки, в которых содержатся ответы на самые типичные вопросы. Уже к концу года эти информационные материалы поступят в Волгоград.

Кстати, Финансовый университет при Правительстве РФ 7 ноября опубликовал очередной замер потребительских оценок состояния жилищно-коммунального хозяйства в крупных и средних городах России. Интересно, что Волгоград стал городом с самой низкой удовлетворенностью населения состоянием домов и городских улиц. Только 45% опрошенных волгоградцев считают свой город удобным для жизни. Только 52% удовлетворены состоянием собственного дома, 41% благоустройством городских улиц. И лишь 36% опрошенных довольны работой жилищно-коммунальных служб.

Проблемы Волгограда в сфере ЖКХ не уникальны. Низкое качество услуг, непрозрачность жилищных тарифов, навязывание услуг управляющими организациями, проблема управления многоквартирными домами, проблема задолженности, несвоевременность капремонта и непрозрачность смет по капремонту – системные проблемы отрасли.

По мнению эксперта Антона Табаха, эти проблемы будут постепенно решены. В регионах идет процесс консолидации рынка управляющих компаний, фирмы укрупняются, снижая уровень конфликтов и повышая качество предоставления жилищных услуг. Наиболее продвинутые компании пытаются сделать рынок цивилизованным. Повышение грамотности собственников, в свою очередь, ускорит этот процесс.

Способствуют выстраиванию цивилизованного рынка и усилия региональных властей. С 2014 года губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров обозначил наведение порядка в сфере ЖКХ приоритетным направлением работы администрации региона. Впервые в России именно в нашей области УК по решению суда были лишены лицензий по иску регионального Госжилнадзора. Также в этой сфере прошла процедура лицензирования, которая помогла отсеять недобросовестные и мошеннические компании.