Волгоградские газетные киоски не вписываются в новую концепцию уличной торговли

Новый порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда стал камнем преткновения

18.02.2017 в 21:26, просмотров: 2895

Новый порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда стал камнем преткновения не только для предпринимателей, которые работают в этом сегменте бизнеса, но и для издателей печатной прессы. В Международный день смеха газетчикам будет не до веселья, так как продавать печатные издание в областном центре им будет просто негде.

Пустые хлопоты

Обсуждение Схема размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на территории областного центра на 2017–2021 годы идет уже почти месяц. В обсуждении помимо собственников киосков принимают участие разработчики документа – специалисты мэрии, представители Контрольно-счетной палаты города, правового отдела Волгоградской городской Думы и Уполномоченный по правам предпринимателей в Волгоградской области Ольга Устинова.

Со 2 марта в Волгограде актуальная Схема вступит в законную силу. Но срок для реализации права на предоставление компенсационного места, которые уже получили уведомления об отказе во включение в схему размещения НТО, продлен до 1 апреля.

Как сообщают в мэрии, уж в ближайшее время районные администрации должны разработать и согласовать с профильными структурными подразделениями мэрии технические задания для подготовки проектов благоустройства улиц с учетом необходимости мест для размещения нестационарных торговых объектов.

- До 15 марта текущего года эти проекты должны быть полностью готовы, а затем департамент экономического развития на основании представленных документов дополнит и утвердит перечень компенсационных мест с элементами благоустройства, - комментирует руководитель департамента Евгений Усков.

Как поясняю в мэрии после утверждения Перечня предприниматели имеет право в течение 10 дней обратиться в районную администрацию, с соответствующим заявлением на предоставление компенсационного места с элементами благоустройства. После формализации компенсационных мест будет проведено заседание межведомственной комиссии принято решение о включении данных мест в схему, а районная администрация направит предпринимателю договор на право размещения торгового объекта.

Таков официальный алгоритм действий, но владельцы киосков, прежде всего газетных, говорят о том, что в переговорах с властью пока слишком мало конкретики.

- Да, мы видим желание городских властей сохранить сети печатной продукции в городе, - комментирует ситуацию руководитель сети киосков «ВДВ» Михаил Меркулов. Представители городской администрации - адекватные люди, которые понимают эту проблему, и очень надеюсь, что их желание помочь скоро выразится в конкретные действия.

По словам Меркулова, пока в ходе переговоров он и его коллеги так и не выяснили в каких районах, по каким адресам расположены эти предлагаемые для компенсации киоски и какой объем благоустройства необходимо выполнить в отведенные для этого сроки.

Киоск красен углами

Внешний вид киосков и благоустройство прилегающей территории – ключевые опции проекта, на которых настаивают городские власти. Чиновники в преддверье ЧМ-2018 твердо намерены привести объекты НТО к одному эстетическому знаменателю и в своих требованиях непреклонны. Представители мэрии уже провели открытый конкурс и утвердили дизайн и технические условия подключения киосков, которые, впрочем, не удовлетворяют владельцев киосковых сетей ни по цене, ни по функциональности продаж (у предложенного варианта киоска три глухие стены).

- Мы готовы модернизировать, менять и подстраиваться под дополнительные требования мэрии к внешнему виду киосков, - заявляет позицию сетевиков Меркулов, - Никто на встречах не говорит, что надо оставить все как есть. Но покупка 50 новых киосков стоимостью 200-300 тыс. в течение года просто невозможна, так как у нас просто нет такого дохода.

Как пояснил Меркулов, киосковый бизнес - низкодоходный. Средняя месячная валовая выручка одного киоска – 70-90 тыс. руб. Оплата продукции, затраты на доставку (как правило из Москвы) и возврат нереализованного тиража поставщику, аренда земли (до 4 тыс. руб. в месяц), склада и. офиса, зарплата киоскеров, офисного персонала, налоги – все это не оставляет средств для серьезных инвестиций для развития бизнеса. Свой «эконом»-вариант эстетической модернизации киосков владельцы уже представили, но будет ли он принят администрацией за основу пока не ясно.

Место встречи изменить

До начала «киосковой» реформы общее количество газетных киосков в Волгограде насчитывало 205 единиц, которые были перераспределены между тремя основными игроками – «Союзпечатью (50%), «Риа Профи» (27%), «ВДВ» (23%). На момент актуализации, в Схеме остались только 44, остальные по новым стандартам мэрии требуют либо дополнительного согласования, либо переноса в другое место в рамках компенсационной программы.

Не обладая полной информацией о количестве разрешенных киосков, месте их дислокации, объемах и сроках обновления внешнего вида, владельцы киосковых сетей затрудняются говорить о перспективах развития своего бизнеса. Несколько раундов переговоров прошли безрезультатно, и пока нет оснований говорить, что в финальную декаду февраля стороны смогут о чем-то договориться.

Тупиковое положение переговорщиков все ближе к цугцвангу и ставит под угрозу исчезновения не только киосковый сегмент по продаже печатной прессы, но и многие редакции газет и журналов. Доля тиража печатных СМИ, который распространяется через этот традиционный канал сбыта, по-прежнему высока - в среднем 50-70%. Но на волгоградском рынке есть и такие издания, которые продают через киоски практически весь свой тираж.

В поисках утраченного

Явственно наметившееся противостояние может привести ряд издательств к финансовому краху, так как в результате уменьшения тиража пострадают не только денежные поступления от продажи газет, но и от рекламы, ведь тираж газет – по-прежнему ключевой фактор для привлечения рекламодателей. Многие издательства уже вступили с властью в заочный диалог и со страниц своих газет задают руководителям мэрии прямые вопросы: как будет распространяться печатная пресса, если закроются большинство газетных киосков? Кто в этом случае компенсирует выпадающие доходы?

По мнению руководителей большинства СМИ, которые заняли консолидированную позицию, сегодня как никогда важно сформировать в регионе благоприятные условия для выполнения в полном объеме «Поручения об обеспечении доступности населения печатной продукцией», который сделал Президент России Владимир Путин в 2015 г.

Также, по мнению издателей, городским властям необходимо принять во внимание основные положения приказа Минкомсвязи № 197 «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации». Напомним, этот приказ, изданный профильным министерством в 2013 году, предполагает, что показатель обеспеченности населения объектами по продаже прессы в областных центрах должен быть выведен на уровень одного киоска на 2500 жителей. Применительно к Волгограду – это порядка 400 киосков. В новой Схеме легитимных киосков пока в десять раз меньше.

Вариантов, чтобы сохранить киосковую торговлю прессой на своих условиях и не нарушить поручение президента, у волгоградской мэрии не так много. Первый – сделать ставку на государственное предприятие «Союзпечать». Но в этом случае необходима предварительная финансовая санация и серьезная докапитализация этого предприятия. А это решение должен принять собственник киосковой сети - обладминистрация.

Второй – использовать инструмент государственно-частного партнерства: самостоятельно обустроить киоски и передать их предпринимателям в долгосрочную аренду. Кстати, по такому пути пошли, например, муниципальные власти в Москве. Но, учитывая условия ведения бизнеса и уровень доходности киосковой торговли в Волгограде, потенциальные инвесторы вряд ли выстроятся в очередь в департамент Ускова. К тому же для реализации этого проекта необходимо время, которого у многих издательств просто нет. Потеря большей части тиража критична и до старта концессионного проекта многие СМИ просто не доживут.

Поиск знаменателя для компромиссного решения – вот главный мотив для очередного раунда переговоров сторон, в который должны быть вовлечены и заложники этой ситуации - представители печатных СМИ. Чтобы сдвинуться с мертвой точки переговорах, когда одни не хотят, а другие не могут, видимо, необходимо усилие третьей стороны. К тому же, в отличие от чиновников, руководители издательств прекрасно знакомы с понятием «дедлайн» и уж точно не хотят в День дураков выглядеть под стать этому замечательному празднику. Нежелание сторон идти на взаимные уступки может привести к тому, что Волгоград станет первым в России городом-миллионником, где доступность информации для населения будет поставлена под сомнения, из-за того, что амбиции и неспособность участников рынка договариваться взяли верх над здравым смыслом.