Бумажные кораблики памяти

Старинные открытки стали настоящей одой великой русской реке

Волга-Волга

На дореволюционных почтовых карточках так или иначе, с разных ракурсов, показана Волга. От верховий до устья. Пристани, лодки и пароходы, мосты, песчаные откосы, плоты, виды городов. Иных уж нет, другие, пережив лихие времена, гордо высятся на берегах матушки-реки. Тысячами километров измеряется длина ее русла. Старые потрепанные открытки невероятным образом передают величие реки, которая неспешно несет свои воды через всю Россию в Каспий.

Почтовые раритеты сегодня могут увидеть посетители областного краеведческого музея на новой выставке «Течет река Волга», в основе которой – ценная коллекция почетного строителя России, известного филателиста и филокартиста из Волжского Владимира Спиридонова.

– Волга играла колоссальную роль в жизни России, это ее главная водная артерия, – говорит Владимир Михайлович. – По ней ходили до 140 пароходов, навигация длилась с мая по октябрь. По коллекции можно судить не только о развитии судоходного дела в России, но и об истории. Была, скажем, до войны Республика немцев Поволжья. И штемпели были у них двуязычными на немецком и русском. А после выселения немцев в 1942?м латинский шрифт исчезает. Город Маркс Саратовской области звался до 1915 года Екатериненштадт (Katharinenstadt), также Баронск, в 1915–1920 годах Екатериноград, а в 1920–1942 годах Марксштадт (Marxstadt). После 1942?го латиница исчезает, остается только кириллица.

Теплоходы называли «Самолетами»

Как говорил почтальон Печкин, «бывает почта полевая. А у нас морская будет!» Но оказывается, в России была и речная почта.

– Интересен вот такой факт – почтовые отправления XIX и частично XX веков гасились штемпелями пароходной почты. Это редкость. Были штемпели круглые, овальные. Почту в населенные пункты, расположенные вдоль реки, доставляли пассажирскими пароходами. Постепенно после революции эта практика уходила, кое?где сохраняясь лишь до 1930?х, – рассказывает Владимир Михайлович.

На выставке удалось показать и канувшие в Лету виды пароходов, курсировавших по Волге. Удивительны их названия – «Кавказ и Меркурий», «Самолет» (самолетами называли теплоходы), «По Волге».

– На счету владельца коллекции, бывшего заместителя начальника главного управления архитектуры, немало выставок. А сделанные им фотографии украшают многие почтовые карточки и конверты, – рассказывает куратор выставки Ирина Талдыкина.

С филателией «завязал»

С филателией, которой увлекался более полувека назад, Владимир Михайлович «завязал» пару лет назад. Но творческая натура взяла свое – он стал собирать почтовые знаки, рассказывающие о самых красивых природных местах и архитектуре Поволжья. А перед тем, как приступить к формированию своей новой коллекции, Владимир Михайлович вместе с сыном отправился в путешествие по реке.

Увиденное порадовало – многие городки вдоль Волги восстанавливают исторический облик, реставрируются храмы, открыты необычные музеи. Так, например, в маленьком городке Мышкине с населением едва ли больше шести тысяч человек открыт целый музейный комплекс.

Дорогая Барашинька, целую крепко…

Открытки – это еще и часть человеческой культуры в том смысле, что приоткрывают чаяния и мысли людей, давным-давно отправлявших своим близким весточки. Читаю, например, критический отзыв о родном городе и событиях в нем: «С отъездом Илиодора в Царицыне совсем делать нечего». А вот некто замученный долгим путешествием рассказывает о своей маете: «До 2 часов ночи давили клопов в каюте… Подожди немножко, и я заберу тебя из грязного Саратова». Обязательны в этих посланиях церемонные поклоны, приветы многочисленной родне, поцелуи, пожелания здравия.

Адреса открытых писем разнообразны – из Твери в Астрахань, на Арбат в Москве, «г. Кострома, соборный дом, Павловым». «В деревню Ширшовку Костромской области…», «В чаеуправление в Москву». Круглым детским каллиграфическим почерком старательно выведено: «Петроград, Лесная улица, его высокоблагородию Александру Петровичу Рогачеву».

Щемящие чувства вызывают такие строчки: «Едем первым классом, все места во втором заняты. Придется, поскрипя сердцем, отдать 8 рублей». От 5 ноября 1915 года: «Страшно тяжело с войной. Скоро в наше село пришлют беженцев, нужно будет заботиться о них».

Кстати, в то время послать открытку по России стоило три копейки, за границу – четыре копейки, заказное письмо – 20 копеек.

В прошлом веке в город Щербаков (ныне Рыбинск) Ярославской области улетело нежное письмецо: «Дорогая Барашинька! Сия поездка была для меня из рук вон неудавшейся! Сегодня был снег и слякоть… Но я рад, что в пальто: все-таки тепло».

Несуществующие адреса

 

В коллекции присутствуют отправления в Данию, Корею. В город Старица – административный центр Тверской области (основан в 1297 году как крепость князем Михаилом Ярославичем.), в древний Углич (основан в 937 году).

Есть адреса, которые ныне на этой земле отсутствуют – например, городок Молога, который был затоплен при строительстве Рыбинского водохранилища.

– Под водой оказались улицы, дома, храмы… Рассказывают, что люди, не желая уезжать из родных мест, приковывали себя к кроватям, дверям – так протестовали против затопления.

Спрашиваю, чего стоило собрать такую коллекцию?

– Годы жизни и кучу денег, кропотливые исследования Интернета, общение с коллекционерами.

…Городок Серафимович, мост через реку Пионерку, которая ныне именуется Царица, – хочется взять в руки лупу и рассматривать конверты и почтовые карточки, посвященные Волгограду и Волгоградской области. Да, открытки поистине открывают прошлое…

Если бы не Рыбинск – Голливуду не бывать?

Любопытная деталь – пароходные штемпели наглядно демонстрируют, как города по мере изменения политической обстановки теряли и возвращали исконные свои имена, рассказывает коллекционер. Город Рыбинск в 1946 году переименован в Щербаков в честь советского чиновника, затем в Рыбинск, затем в честь покойного генсека в Андропов и снова в Рыбинск. С 1931-го по 1990 год город Тверь носил имя Калинин.

Кстати, знаете ли вы, что отцы американской киноиндустрии, основатели древнейших и известнейших кинокомпаний Metro – Goldwin – Mayer и XX Century Fox, с которых, собственно, и начался Голливуд, Джозеф и Николас Шенки росли в поселке Рыбинского пароходства, где работал приказчиком их отец, Хаим Шенкер.

Рыбинские корни обнаружились у режиссера Станислава Ростоцкого, Евгения Стеблова, актера театра Моссовета Бориса Иванова, известного оператора «Ленфильма» Сергея Ландо. Отец Олега Янковского работал на Волгострое, Александр Збруев вместе с мамой жил здесь до семи лет, Аркадий Райкин с шести до двенадцати лет тоже жил в городке на Волге. И хоть на сто процентов не достоверно, но есть подозрение, что известный немецкий режиссер Ойген Йорк (он вывел в кинематографический свет Клауса Кински) вполне может оказаться сыном Карла Йогана Йорка, работавшего на пивзаводе «Бавария», некогда находившемся в Рыбинске…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру