Почему непотопляем наш речной флот?

Любой волгоградец хотя бы раз ступал на борот катера или теплохода. И наверняка задумывался о надежности судна и, отчаливая, оглядывался по сторонам, чтобы – на всякий случай – иметь ввиду, где лежат спасательные жилеты.

Виктор Коваль – историк, увлеченный изучением волгоградского речного транспорта, работает в государственном архиве Волгоградской области (ГАВО), ведет свой блог, является модератором всероссийского сайта fleetphoto.ru. В интервью эксперт рассказал, что представляет собой волгоградский речной флот и смогут ли теплоходы когда-нибудь вписаться в транспортную схему региона.

Пассажирский теплоход ОМ-373, оборудованный к 1967 году для встречи делегации руководства СССР во главе с Леонидом Брежневым на открытии памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане. Судно действует и поныне

– Виктор, с чего началось ваше увлечение судами?

– Важную роль сыграла моя бабушка. В 1943 году она устроилась матросом пассажирского катера, позже стала кассиром транзитной пассажирской пристани. Спустя время, оценив внимательность и красоту почерка, ей предложили должность в конторе, и она стала диспетчером буксирного флота. Дед работал на «Красном Октябре», но был заядлым грибником и любителем рыбной ловли на закидную снасть. И как многие горожане, свою жизнь без Волги и белых теплоходов не представлял. В советские годы Волга была для волгоградцев чем-то особенным.

– Работая в архиве, вы имеете возможность заглянуть в прошлое, и узнать, как выглядел наш речной транспорт раньше. Для сравнения, что изменилось?

– Если не заглядывать совсем далеко, отмотать 40–50 лет назад, то речной транспорт являлся одним из популярных видов передвижения. По Волге ходили разные модели судов. То, что осталось сейчас, – это лишь небольшая часть. В настоящий момент практически нет судов на подводных крыльях и судов глиссирующего типа. Последний такой пассажирский теплоход «Заря 338Р» был снят в 2012 году и доживает свой век в Волгоградском затоне. Особенность теплохода глиссирующего типа в том, что он практически не погружается в воду, а удерживается на поверхности за счет скоростного напора воды. Такие теплоходы ходили от Волгограда к Волжскому вплоть до 90-х годов.

– А если все-таки заглянуть поглубже: как развивался речной транспорт на Волге?

– В начале XIX века появились суда с механизмом кабестан. Представьте лодку, посреди которой находится вращающийся барабан. Он приводился в действие лошадьми, которые ходили по кругу. Этот вид транспорта использовался в основном на реках, так как главным условием была относительно небольшая глубина. У кабестана в подмастерьях были весельные лодки забежки. С кабестана на забежку передавали якорь, к якорю был привязан трос длиной 100–200 метров.

Крепкие мужики гребли на забежке с якорем пока трос не натянется, и топили его. Якорь «шел» ко дну и кабестан подтягивался к этому месту. Процесс передвижения судна был очень нудным и трудозатратным.

С середины XIX века стали появляться пароходы. Сначала за границей, потом у нас. Первые русские пароходы были американского типа. Это когда передняя палуба отводится под перевозку груза, а на подпорках «стоит» вторая палуба. Вторая палуба крытая, там находятся пассажиры. На реках Волге и Каме такие пароходы были не редкостью. Первые пароходы были с гребным колесом, потом появился винт. С появлением винта и двигателя внутреннего сгорания процесс развития судоходства стал развиваться бурными темпами.

Пароход "Капитан Иванищев", построенный в Выборге в 1899 году. Герой летописи Сталинградской битвы. Снялся в фильме "Город первой любви" (1970 г.) Списан и порезан в 1998 году в возрасте 99 лет

– То есть даже в XIX веке речных маршрутов было больше, чем сейчас?

– Конечно. По сути, ведь раньше не было дорог, были направления. Люди ехали по бездорожью, в лучшем случае по колейным дорогам. А пароходы были комфортным видом передвижения. Конечно, понятие комфорта было тогда другим. Сейчас это Wi-Fi, бассейн и душевая, а в те далекие годы люди могли обходиться меньшим. Были курительные салоны, кафе, места для отдыха. Пароходов было много, перевозили и пассажиров, и грузы. Если первый класс выкупали состоятельные люди, то билет в четвертый класс могли купить все, кто зарабатывал хоть какие-то деньги. Пароход шел плавно, ведь непогода на реках редкое явление. Поэтому если у людей был выбор, они предпочитали плыть.

Пожарный пароход "Гаситель" построен в Нижнем Новгороде в 1903 году. Пароход-герой, пароход-труженик. Сохранен в виде памятника.

– В каком возрасте суда, состоящие на службе волгоградских речников сегодня?

– Самое старое пассажирское судно волгоградского пассажирского порта – теплоход «М-208», типа «Москвич». В этом году он достиг шестидесятилетия. Судно задействовано в служебных перевозках. Самое молодое – «Москва-199» построено в 1987 году. Теплоходы "МО-103", "МО-105", "ОМ-152" и "ОМ-153" появились на свет в шестидесятые годы прошлого века.

– Исходя из возраста и типа судов, а также ваших наблюдений: как можете охарактеризовать состояние речного флота?

– В целом речному флоту в России оказывается недостаточно внимания. В первую очередь это касается обновления пассажирского флота. На этот счет нет внятной стратегии, и ситуация зашла в тупик. К примеру, значительную часть круизного флота составляют суда проекта 588 (тип «Родина»), строившиеся в ГДР. Именно к этому проекту относится теплоход «Александр Невский» – единственное круизное судно волгоградской приписки. В следующем году «Невскому» исполнится 60 лет. Спешу заверить – это отличное судно во главе с замечательным капитаном, настоящим асом своего дела.

Многие суда волгоградского порта архаичны и морально устарели. Но они исправны и вполне безопасны! Слагаемые безопасности, благодаря чему у судов нет серьезных технических "болячек" – высокий запас прочности построенных в СССР моделей, все еще высокий уровень профессионализма ремонтников и судоводителей и строгий внешний контроль за работой флота.

В Европе довольно много судов, которым более 100 лет! И они так же безопасны, как и новые суда. Поверьте, это так. Важный гарант безопасности на речном флоте в России – нормативы Российского речного регистра (РРР). После катастрофы «Булгарии» их сильно ужесточили. Несмотря на имеющиеся проблемы, речной флот страны остается чрезвычайно надежным видом транспорта.

– К слову о "Булгарии". По какой причине судно на реке может начать тонуть?

– Большинство людей думают, что щель в корпусе – первая причина, почему судно может пойти ко дну, но это не так. Если на судне появляется щель, то корабль не затонет сразу, слои металла просто не дадут этого сделать. Если такая проблема появляется, то она усугубляется не за один день, поэтому у команды есть время все исправить. Что касается теплохода «Булгария», который утонул в 2011 году в Куйбышевском водохранилище (Татарстан), то там налетел шквалистый ветер, судно стало кренить. На нижней палубе были открыты иллюминаторы, теплоход нахватался воды и пошел ко дну. Это как раз-таки тот случай, когда погода резко испортилась, подготовиться к ней было нельзя, все произошло очень быстро, это не корабль «Титаник», который тонул два часа. Речные суда, в основном тонут по причине непогоды. Также может повлиять фактор перегрузки или технические проблемы с двигателем. У речных теплоходов в основном два двигателя, даже если один заглохнет, то на одном можно будет дойти до берега.

Теплоход "Быстрый" из числа судов немецкой постройки, прибывших в наш город после 1945 года в рамках репарации флота. "Немцы и немки" постепенно выводились из эксплуатации по мере того, как поступали теплоходы из нового судостроения.

– Как вы считаете, есть ли будущее у речного флота вообще и насколько он будет востребован в волгоградском регионе?

– Вспомните, что случилось с переправой «Волгоград – Краснослободск» после строительства моста через Волгу. Ее втихаря упразднили, а пассажирам не оставили выбора, кроме как трястись в маршрутках. И взгляните на реки Европы, в той же Германии, Голландии. Посмотрите, как кипит жизнь на реках Китая. Особенно в Европе, где качество и густота автомобильных и железных дорог находятся на очень высоком уровне. Казалось бы, флот должен деградировать, однако этого не происходит. Работы хватает всем, и никто в пользу лобби от наземного транспорта, водный транспорт не гробит. И не забывайте, что водным транспортом грузы возить дешевле. Этот факт известен из учебников транспортных вузов. Водный транспорт в России и Волгограде конкурентоспособен, несмотря на сезонный фактор, относительно невысокую скорость движения и необходимость наличия в пунктах отправления и назначения соответствующей инфраструктуры.

А что касается пассажирских перевозок в Волгограде, то после сильного спада, они обречены на восстановление. Когда восстановят левобережные пляжи и запретят подъезд к берегам заповедной Волго-Ахтубинской поймы на личных автомобилях. Поверьте, эти запреты работают в развитых странах мира – там, где торжествует здравый смысл. И тогда на Волгу вернутся пляжные трамвайчики, и всем станет хорошо и комфортно отдыхать на нашей замечательной реке.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру