«Семейные» побои предлагают исключить из Уголовного кодекса

В Государственную Думу внесен законопроект, предлагающий заменить уголовную ответственность за побои в отношении близких, которые не причинили вреда здоровью, на административную. Эксперты усмотрели в законе прямую дискриминацию родительских прав.

Срок за шлепок

В рамках проводимой декриминализации уголовного законодательства были приняты поправки в Уголовный кодекс по 116-й статье «Побои».

– Теперь, согласно закону, если впервые гражданин нанес побои ребенку, не повлекшие вреда здоровью, ему грозит административная ответственность, но только если это правонарушение совершил посторонний для ребенка человек, – объясняет уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области Нина Болдырева. – Если такое деяние совершил родитель, то это является уголовным преступлением.

По мнению детского омбудсмена, принятый документ направлен против семьи, так как от уголовной ответственности за побои освобождаются все, кроме близких родственников. Эта поправка фактически дискриминирует права родителей. Ведь речь здесь не идет о случаях, при которых шлепнули так, что ребенок попал в больницу.

– Никто не ратует за практику физического насилия над детьми, но даже русская православная церковь часто пеняет нам на то, что семья есть семья и родители иногда применяют легкое физическое наказание для ребенка, – говорит Болдырева. – Получается, это повлечет уголовную ответственность, даже если никто не пострадал, но попался на глаза соседу, который сообщил об этом поступке. Конечно, мы радеем за то, чтобы родители не били своих детей, но мы против дискриминации граждан по признаку родства.

Право на право

Напомним, в июле был принят Федеральный Закон № 323, которым законодательно побои вынесли из уголовного кодекса и перенесли в кодекс административный. Это касается всех, кроме тех, кто совершил деяние неоднократно, «из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы» и … семьи. Другими словами, если чужой дядя на улице или сосед дал вашему сыну подзатыльник, он отделается штрафом, а вам за то же самое как родственнику грозит уголовное дело и срок до двух лет, причем без права примирения.

К близким людям помимо родителей, законодатели отнесли опекунов, попечителей, дедушек и бабушек.

Законопроекты, содержащие спорные нормы права, были приняты Государственной думой РФ 21 июня голосами депутатов партии "Единая Россия". Депутаты КПРФ и ЛДПР массово уклонились от голосования. Против введения законопроекта, криминализирующего семью, проголосовали лишь представители фракции "Справедливой России".

29 июня состоялось обсуждение законопроекта в Совете Федерации. Документ был утвержден, несмотря на критику отдельных сенаторов. В регионах от имени родительского сообщества к сенаторам поступили обращения с просьбой не голосовать за антисемейный закон. Соответствующие обращения получили и сенаторы от Волгоградской области Елена Попова и Татьяна Лебедева. От голосования они воздержались. Однако большинством голосов антисемейный закон был принят и 3 июля подписан президентом.

Запад нам поможет

Такая дискриминация по признаку родства сразу вызвала резкую критику родителей и общественников.

– Самой возмутительной является новая версия статьи 116 «Побои», в которой родственность признается отягчающим признаком наравне с религиозной и расовой ненавистью, – считает председатель Волгоградского регионального отделения Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» Анна Побежимова. – Причем под термин «побои» подходит любое воздействие, причиняющее боль, в том числе банальные подзатыльник и шлепок.

Статья подразумевает за это до двух лет лишения свободы. То есть здесь налицо очевидная юридическая дискриминация семьи, элемент печально известной ювенальной юстиции.

– Антисемейные поправки можно нивелировать, приняв новый закон, который их отменит. Мы уже начали сбор подписей под обращением к президенту, – говорит общественница.

Современное рыночное общество потихоньку приучает нас к тому, что дети – это такой же товар.

– Идет дискредитация понятия «семья», придумываются замещающие и патронажные семьи, где родителям платят зарплату. Чтобы насытить эту систему, детей надо у родителей отбирать, и принятые нормы закона будут позволять делать это на легальной основе, – считает Побежимова.

Жалоб нет

– Перед принятием этого закона на крайней сессии мы получили ряд претензий от общественников, которые просили нас не принимать документ, в той редакции, в которой он к нам пришел (на стадии рассмотрения в Госдуме во втором чтении ряд депутатов добавили в текст законопроекта нормы, которые не были согласованы с общественностью. – Прим. авт.), но поскольку мы являемся палатой верхней, а палата нижняя его уже приняла, альтернативы у нас не было, – отвечает сенатор от Волгоградской области Елена Попова.

Если бы сенаторы отклонили закон полностью, он все равно бы ушел на подпись к президенту, потому что большинство депутатов Госдумы проголосовали за его принятие. По словам Поповой, в этом случае не было бы рычагов быстрого реагирования на вновь принятую норму.

– Мы же приняли его одновременно с созданием рабочей группы и считаем, что поступили правильно, – комментирует Попова. Так мы можем изменить текст закона на основании мониторинга, который будет вести рабочая группа. Пока что ни из одного региона жалобы на новую норму закона не поступало. Негативным последствием здесь может выступать только разделение ребенка на собственного и чужого.

Переживать за то, что детей начнут массово изымать из семей, не стоит, считает сенатор. С 1 января 2014 года в России действует 442-й закон об основах соцобслуживания, в котором речь идет о помощи всей семье. И когда поступают обращения, что с ребенком происходит что-то неважное, его не отбирают у родителей сотрудники опеки. Органам, ответственным за это, дается возможность разобраться в ситуации.

– За то, что мы будем изымать детей из семьи активнее и больше, мы не переживаем, – дает пояснение по ситуации Попова. – Опасения вызывает только норма, которая создала юридическую коллизию между кодексом об административных правонарушениях и уголовным кодексом. Этот перекос есть, а в остальном текст законопроекта хорош, потому что он защищает наших детей.

Возможное же увеличение числа жалоб на недобросовестное исполнение обязанностей родителей экспертов не пугает.

– Обращения граждан в защиту детей мы рассматриваем как явление положительное, люди не проходят мимо беды, – говорит детский омбудсмен. – Лучше проверить сигнал, чем оставить преступление безнаказанным, пусть при этом и увеличится число жалоб.

За жестокое обращение с детьми в Волгоградской области регистрируется порядка 50 уголовных дел в год. В прежние годы эта цифра доходила до 150 дел.

Положительная тенденция связана с активной профилактической и разъяснительной работой, которая дает свои плоды.

Сила традиций

С тем, что в законе есть здравое зерно и физическое наказание для детей недопустимо, согласна психолог Наталия Смирнова.

– Прежде всего родители должны поддерживать ребенка и помогать ему расти. И как раз воспитание заключается в том, чтобы уметь разговаривать с ребенком на одном языке, стараться не допускать ситуаций, которые могут повлечь наказание ребенка.

Если же ребенок уже совершил провинность, наказывать стоит родителей, ведь это они не смогли донести до него информацию о том, как правильно или неправильно поступать. А с ребенком надо разговаривать, почему такой поступок был совершен и как в следующий раз избежать ошибки.

– Я думаю, иногда можно остановить человека от наказания другого человека только наказанием, – полагает эксперт. – У нас считается целесообразным шлепать своих детей, и родители даже не задумываются об этом, они это делают просто потому, что это с ними делали их родители. Это повторяется из поколения в поколение. Закон как раз и даст возможность задуматься над тем, что люди бьют мало того, что родных людей, так еще и более слабых, которые не могут им ответить.

У семьи должно быть право воспитывать ребенка так, как родители считают нужным, но соблюдая определенные рамки, убежден протоиерей Олег Кириченко.

– Всегда традиционное воспитание основывалось на некоем насилии, – говорит священник. – Это право родителей, и здесь я не согласен с уполномоченным по правам ребенка. Все должно быть разумно, я не могу защитить насилие, у нас есть проблемные семьи, но это, скорее, исключение из правил. Случаев, когда ненормальные родители-алкоголики избивают детей не так много.

В принятом законе священник усматривает все те же попытки навязать ювенальную юстицию.

– Я сторонник традиционного воспитания и противник вмешательства каких бы то ни было структур в него. Родители вправе наказывать дитя.

Элементы наказания должны присутствовать и в школе, конечно, речь идет не о возвращении розг, но строгость отменять нельзя.

– Я много общаюсь с кадетами – приятно смотреть на этих ребят, – говорит Кириченко. – Вы посмотрите, какой большой конкурс для поступления в кадетские корпуса в Волгоградской области! Потому что все понимают, что дисциплина воспитывает ребенка, она делает из мальчика мужчину. Мужчину, который привлекателен для девушки, чтобы потом создать с ним семью. Воспитание должно быть основано на дисциплине – и в семье, и в образовании. Я сторонник традиционного классического воспитания, то, которое проверено веками, а не последними десятилетиями. Именно так воспитывались наши отцы и матери, дедушки и бабушки. Разве они вышли плохими людьми?! Они были замечательными – наши дедушки и бабушки.

Экспертное мнение:

Элина Щукина, юрист:

По статистике несемейное насилие происходит существенно чаще, чем семейное. А значит, нет никаких оснований для усиления ответственности за совершение преступления в семье. Новая редакция ст. 116 УК РФ создает условия для правовой дискриминации лиц, что неизбежно ведет к нарушению конституционных прав граждан на равенство всех перед законом и судом.

Уголовные дела против родителей, применяющих телесные наказания детей в воспитательных целях, являются скорее исключением, чем правилом, но с принятием соответствующих поправок ситуация может в корне поменяться.

Фактически классификация того или иного деяния как преступного в рамках рассматриваемой статьи отнесена в конечном итоге на усмотрение правоохранительных органов и суда, поэтому отличие невинного шлепка от побоев в каждом конкретном случае будет устанавливаться индивидуально, а в дальнейшем с учетом сложившейся практики.

Также новая редакция нормы означает грубое вмешательство уголовно-правовых норм в сферу семейного права, частную жизнь, вторжение в которую запрещено ст. 23 Конституции РФ и ограничивает право и обязанность родителей по воспитанию детей, закрепленных ст. 38 Конституции РФ.

Последствия тюремного заключения родителей в большинстве случаев для их детей будут куда серьезнее и тяжелее, чем вред от шлепка, нанесенного в крайнем случае в воспитательных целях без желания причинить страдания ребенку.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 3 августа 2016

Заголовок в газете: Незримый бой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру