Засор канализации в квартире Александры Литовченко (имя и фамилия изменены) случился 31 марта.
– Когда соседи с верхних этажей спускали воду, все стоки попадали к нам. В аварийной службе управляющей компании выехать по нашему вызову отказались, сославшись на то, что я числюсь в задолжниках, – рассказывает Александра Литовченко, – а по приказу директора выезд к таким жильцам запрещен.
При повторном звонке в аварийку к должникам все же приехали, перекрыв стояки холодной воды. Женщине рассказали, что причина потопа в установленной заглушке на канализацию, и пока она не погасит долг около 40 тыс. рублей, ее не снимут.
– В мой адрес посыпались угрозы, если я затоплю соседей, то сама буду выплачивать ущерб, – переживает Александра Литовченко.
Утром 1 апреля долг она погасила. Однако заливать нечистотами квартиру не перестали. Литовченко обратилась в аварийку и к участковому.
– На следующий день через ванну и унитаз на пол пошли экскременты. Я вызвала наряд полиции и аварийную бригаду, которая пыталась тросом прочистить засор, но у них ничего не получилось.
Приехавшая бригада предположила, что заглушка установлена неправильно, отсюда и все проблемы. Совсем отчаявшись, 3 апреля жильцы злополучной квартиры обратились за помощью в МЧС, откуда их направили в администрацию Дзержинского района.
Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг регулирует постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Согласно ему в письменной форме потребителю-должнику обязаны направить предупреждение о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней предоставление ему такой коммунальной услуги может быть приостановлено.
При непогашении задолженности предоставление коммунальной услуги приостанавливается, но с предварительным (за трое суток) письменным извещением – а именно вручив должнику извещение под расписку.
– Не допускается приостановление предоставления только коммунальной услуги по отоплению, а в многоквартирных домах также и по холодному водоснабжению, – поясняют специалисты Госжилнадзора.
Канализационные выпуски являются составной частью внутридомовой инженерной системы водоотведения, посредством которой предоставляется коммунальная услуга по отводу сточных вод. Такое оборудование в силу положений, установленных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Поддержание внутридомовых систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений, в работоспособном состоянии относится к прямой обязанности управляющей организации и не ставится в зависимость от неисполнения отдельными потребителями обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В случае с домом на ул. Землячки жильцов не только «забыли» предупредить о возможных санкциях, но и создали им антисанитарные условия. Все инженерные системы, к которым относится водоотведение, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. А установка заглушки в общем канализационном стояке нарушает права других собственников в многоквартирном доме и создает угрозу причинения им имущественного вреда.
В этом случае, уверены контролирующие органы, нарушения есть и со стороны владельцев квартир, долгое время не оплачивающих коммуналку.
– Не платить за коммунальные услуги жители не имеют права, иначе они сами становятся нарушителями закона, – говорит заместитель руководителя инспекции областного Госжилнадзора Наталия Битюкова.
Однако даже факт задержки платежей, говорят специалисты, – не повод для УК блокировать канализацию в квартирах. Такие действия точно не добавляют авторитета управляющей компании и доверия к ней жильцов, добавляет Битюкова.
Справка «МК в Волгограде»
Жителям г. Волгограда за разъяснением вопроса о законности ограничения коммунальных ресурсов следует обращаться в жилищную инспекцию Волгограда. Горячая линия 39-70-15 понедельник – пятница c 8:30 до 17:30.