Неприкосновенность текстов священных писаний закрепили на уровне закона

Священные писания народов, населяющих территорию страны и проповедующих четыре основные религии России, больше не будут становиться предметом для экспертизы. Признавать их подсудными запрещено указом президента. Защита первоисточников лишит возможности использовать священные тексты для разжигания в стране межрелигиозной розни. Такое решение политики и представители религиозных конфессий Волгограда называют справедливым и оправданным.

История пересмотру не подлежит

– Попытка пересмотреть задним числом, спустя две тысячи лет, ценности, которые описывались людьми, стоящими у истоков мировых религий, по меньшей мере глупо, – считает политолог Андрей Серенко. – Подписав закон о неподсудности священных писаний, президент вернул ситуацию в пространство здравого смысла.

Принятие закона можно рассматривать как сигнал религиозным деятелям, шаг государства в лице президента, рассчитанный на партнерские отношения.

– Я думаю, этот сигнал будет услышан, – полагает Андрей Серенко.

«В связи с изложенным и в целях обеспечения равного уважения к мировым традиционным религиям законопроектом предлагается установить, что Библия, Коран, Танах и Ганджур составляют духовную основу упомянутых религий, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами», – отмечается в пояснительной записке к документу, который, кстати, прошел согласование с представителями соответствующих централизованных религиозных организаций России.

Христианство, ислам, иудаизм и буддизм составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов Россия. Священные книги этих религий близки многим жителям страны, а слово этих текстов прошло проверку временем.

Толк толкований

Поводом для принятия закона послужила резонансная августовская история в Южно-Сахалинском суде. Тогда общественники сочли пропагандирующими запретные темы цитаты из Корана, приводимые в книге «Мольба к Богу: ее значение и место в исламе». Суд согласился с выводами, что книга содержит пропаганду превосходства ислама над другими религиями.

Решение получило резкую критику в мусульманском сообществе и было отменено. Но после этого события всерьез заговорили о том, как исключить появление подобных ошибок впредь. Принятый закон направлен на то, чтобы исключить эту проблему.

– Зачастую люди, которые берутся оценивать религиозную каноническую литературу, не всегда являются экспертами на все 100%, – отмечает председатель Волгоградского еврейского общинного центра Яэль Иоффе. – Анализировать можно что-то новое, оно может быть спорным, но если этот текст канонический, то, я считаю, не нам его оценивать.

Если эксперт хорошо разбирается в иудаизме или замечательно знает христианскую традицию, то вовсе не факт, что в остальных традициях и религиозном наследии он такой же большой спец.

Встречаются люди, которым хочется свое имя видеть в каких-то значимых вещах, и потому появляются новые переводы и более того – новые толкования, которые не всегда признаются авторитетами.

В еврейской традиции, говорит Яэль, при выходе новой книги автор, претендующий на глубину вопроса, собирает письма-рекомендации от авторитетов.

– К сожалению, не всегда за такие серьезные вещи берутся серьезные люди. И тексты толкуют все, кому не лень. И, наверное, это не только в нашей традиции. Когда нам, стараясь поиграть на общественном мнении, предлагают не труд целиком, а дают вырванное из контекста слово, цитату, этот вырванный из контекста кусок извращает содержание до обратного.

Мы встречаем не всегда недобросовестных переводчиков и толкователей, а иногда вполне добросовестных заблуждающихся, но привносящих в перевод или толкование тех или иных канонических текстов личное отношение, личный опыт, не основывающийся на принятом мнении или принятой традиции. Человек может быть уверен, что он прав, а может иметь и далеко идущие планы.

До рождества "Фейсбука"

– Сегодня мы переживаем определенный религиозный ренессанс, когда становятся модными самые различные религиозные доктрины, их по-новому пересматривают. И речь идет не только об исламе – попытки модернизации религии происходят и в христианстве, и в буддизме. И этот фактор очень важен для социально-политической жизни, – отмечает Серенко.

По большому счету, предложение Путина можно трактовать и как выступление против попыток пересмотра и фальсификации истории и религиозных текстов. Ведь признание их опасными – это требование переписать или фактически запретить священные для многих верующих людей книги. Закон – уважение главы государства к религиозным фактам и конфессиям и элемент исторической памяти и культуры, отказываться от которой глупо.

– Религиозные дискуссии между представителями ислама велись на протяжении тысячелетий, но сегодня эта тема получила распространение благодаря средствам коммуникации, – уверен Серенко. – Коран не предполагал, что когда-то появится "Фейсбук".

Радикалы были и раньше, они не появились сегодня, в том или ином виде это всегда существовало, в течение последних лет 100 точно, полагает политик, просто сегодня распространение этих идей происходит с учетом новых средств коммуникации. Если раньше дискуссии на религиозную тему были прерогативой ученых, причем в любой религии, то сегодня эти диспуты благодаря Интернету стали правом для не очень грамотных в религиозном отношении людей. Где каждый в силу ограниченности в знаниях демонстрирует еще и повышенную агрессивность, стремясь защитить свою доктрину.

– Когда не хватает аргументов, они прибегают к другим методам, – отмечает Серенко. – Это еще и демонстрация идеологического бессилия: сильная вера в кулаках не нуждается – ей достаточно слова. А здесь мы наблюдаем аналог Голливуда, попытку создать новую массовую культуру, заменив голливудские образы шариатскими. Но, по большому счету, технологии, которые они используют, абсолютно голливудские. В них больше цифровых технологий, чем самого Корана.

Как правило, к этому стараются привлечь ничего не понимающих в религии молодых людей, и это как раз приводит к тому, что мы сегодня наблюдаем. Появление разных движений – результат прочтения тех или иных священных для мусульман книг.

В поиске лучшего одни пытаются бежать в Европу, чтобы интегрироваться там, другие – в ислам, чтобы построить свою жизнь на законах шариата так, как они это понимают. Те, кто стремится интегрироваться в европейскую цивилизацию, оставаясь верующими людьми, используют не воинственный постулат тех же исламских доктрин. Те, кто стремится построить жизнь в мире на терроризме, используют агрессивные модели и практики поведения.

Имперский дух

Подменой понятий и трактовок современных конфликтов озабочен и член Общественной палаты, духовный наставник волгоградского казачества Олег Кириченко.

– После взрыва нашего самолета над Синаем и страшных событий в Париж мы часто говорим об исламском терроризме. Но здесь проблема не в религии, которую некоторые горячие головы выпячивают, – говорит отец Олег. – С представителями традиционного ислама у нас всегда был мир, еще со времен Российской империи. Речь идет о сектах, которых, к слову, хватает и в христианстве.

Книги, на которых основываются учения всех традиционных религий нашей страны, должны быть выведены из обсуждения и экспертизы, потому что невозможно современному сотруднику брать и, абстрагировавшись от истории, культуры, традиций, анализировать голый текст. Надо обращать внимание на современные тексты, ту пропагандистскую литературу, которая к нам приходит сейчас.

– Обратите внимание, Путин встречался с королем Иордании. Это представитель одной из древнейших монархических династий исламского мира. Он выразил соболезнования президенту страны не только по факту авиакатастрофы над Синаем, но и по поводу того, что турецкие ВВС сбили наш военный самолет.

Значит, не в религии дело, считает Кириченко, а в том, что некоторые силы, которые стоят в тени, пытаются использовать ее.

– У меня прекрасные отношения с нашими представителями традиционного ислама, мы общаемся, и они точно так же обеспокоены ситуацией. Мы все понимаем, что исламскую религию просто используют, она оказалась удобна в силу географических и других расположений.

Золотая середина

Представители упомянутых в законе религий испокон веков проживали на территории нашей страны, в том числе и на многонациональной волгоградской земле.

– В России буддизм является одной из основных мировых традиционных религий. На территории нашей страны эту миролюбивую религию исповедуют с XIII века, сегодня здесь проживает свыше миллиона ее последователей, – говорит президент религиозной организации «Буддийский центр Алмазного пути школы Кара Кагью» г. Волгограда Александр Дудкин.

Волгоградских буддистов сегодня объединяет несколько организаций. Центр Алмазного пути существует более 25 лет.

– Мы – обычные граждане России. Идеи сохранения мира, благополучия, самые главные сокровенные вещи являются доминирующими в нашем учении, – отмечает Дудкин.

Своей миссией последователи Будды ставят цель показать исторические корни религии в нашей стране.

– Рассказываем о корнях и знакомим с исторической родиной – Индией, Непалом, Тибетом. Мы делаем сущность буддийской культуры ближе и понятнее современному человеку. Мы всегда ссылаемся на книгу, где написано, что человек с его свободами и правами является высшей ценностью государства. Эта книга называется Конституция РФ. Когда мы не будем представлять, что та или иная религия лучше или хуже, мы будем равны в этом государстве за счет прав и свобод.

Любое превосходство противоречит буддистскому пониманию, потому что в буддизме все люди изначально имеют совершенную природу.

На прошедшей в ноябре встрече в Общественной палате региона представители национальных объединений внесли предложение своими силами проводить в школах факультативы по изучению культуры народов, проживающих на территории региона. Знакомство с культурой многих народов, населяющих край, будет способствовать сохранению мира на волгоградской земле.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Ильяс Биктимиров, муфтий Волгоградской области:

– Принятие этого закона – очень радостное событие для верующих. Так же, как и Библия, Тора, Псалтирь, Коран, это Божии писания, но некоторые трактуют их на свой лад. Сами тексты в этом не виноваты, просто их надо правильно понимать. И если кто-то дает свои толкования – это не повод запрещать основные книги. В Волгоградской области мусульмане проживают испокон веков, в Царицыне было две соборных мечети. Недалеко от Волгограда была столица Золотой Орды – Сарай-Берке, и диалог культур очень важен для нас. Есть враг, который жаждет столкнуть мусульман с христианами или иудеями. Чтобы этого не произошло, мы должны собираться вместе и просвещать людей, рассказывая, что представляют из себя религии. Люди, которые придерживаются радикальных взглядов, есть во всех религиях, в основном это молодежь, глупая в умах, следующая за своими страстями. Они прибегли к крайности, а наша религия призывает к умеренности и принципу золотой середины. Радикализм – во всех отношениях заблуждение, и касается это не только религии, но и обычной жизни.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 9 декабря 2015

Заголовок в газете: На все времена

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру