Михаил Горбачев признал ошибкой антиалкогольную кампанию 1985 года

 На минувшей неделе исполнилось 30 лет, как в СССР было объявлено о начале широкомасштабной антиалкогольной кампания. Последний генсек СССР Михаил Горбачев, который был инициатором «сухого закона» в стране, в юбилейный год признал ошибки при реализации самой резонансной программы, назвав ее ошибкой.

Михаил Горбачев признал ошибкой антиалкогольную кампанию 1985 года

 Ни капли в рот

Широкомасштабная кампания по борьбе с алкоголизмом стартовала 7 мая 1985 года, а через девять дней вышел указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения". Согласно указу, в СССР было резко сокращено производство алкогольной продукции, цены на нее повышены в три раза, а большинство винно-водочных магазинов закрыто. Винодельческим совхозам на Юге СССР приказали вырубить все виноградники, из кинофильмов удалялись сцены застолья, пропагандировались безалкогольные свадьбы.

В разы были увеличены и административные штрафы за распитие алкогольных напитков в публичных местах и на рабочем месте. Размер штрафов варьировался от 30 до 100 рублей, при том, что средняя зарплата в СССР была на уровне 160 рублей в месяц. В оставшихся торговых точках спиртное продавалось строго в ограниченном количестве "в одни руки" и только в определенное время, с 14.00 до 19.00. Население часами томилось в многометровых очередях в надежде купить спиртного. Вследствие дефицита широко распространилось употребление суррогатов алкоголя: одеколонов и денатуратов, прочих спиртосодержащих жидкостей, что приводило к массовым отравлениям людей. Несмотря на дефицит дрожжей и сахара в стране пышным цветом расцвело самогоноварение.

Идея жесткого сценария антиалкоголизации страны принадлежала Михаилу Горбачеву, который был избран на высший руководящий пост в стране двумя месяцами ранее. Новый генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Горбачев стал самым молодым членом Политбюро ЦК КПСС в истории и сразу же после своего избрания заявил о новой политической линии партии, направленной на ускорение социально-экономического развития страны, развитие демократии в партии и обществе. Перестройка и гласность стали главными смысловыми идеологами «горбачевского» периода, но запомнилась середина 80-х, главным образом, абсурдностью и быстрым крахом антиалкогольной кампании, которую спустя 30 лет ее автор назвал ошибкой.

– Антиалкогольная кампания все-таки была ошибкой в том виде, как она проводилась. Надо было проводить не кампанию, а планомерную долгосрочную борьбу с алкоголизмом. Вытрезвление общества нельзя проводить наскоком. На это нужны годы, и делать это надо непрерывно, – с сожалением резюмировал Горбачев.

Без особого рвения

Антиалкогольная кампания проводилась при всеобщем «одобрямс». Причем ограничения коснулись не только населения, но и высшей партийной номенклатуры. При парткомах на предприятиях и в профорганизациях создавались общества трезвости. Распитие напитков не поощрялось, а к нарушителям применялись различные партийные взыскания. Даже в закрытых санаториях КПСС весь алкоголь был изъят из ассортимента.

Высшее партийное руководство Волгоградской области, по свидетельству очевидцев, особого рвения к исполнению госпрограммы не проявляло. Тогдашний руководитель региона Владимир Калашников не был любителем спиртного, но к нуждам трудящихся относился с пониманием. Все формальности, которые предписывали директивы, были выполнены, но карательных операций по зачистке выпивох в области и в партийных рядах не проводилось. Волгоград на антиалкогольном фронте не выделялся ни в лучшую, ни в худшую сторону. Из-под полы, по блату, с переплатой, но алкоголь всегда можно было приобрести, в том числе и у таксистов, для которых в то время появился еще один источник дохода.

Но порицаемая народом и саботируемая на местах госпрограмма закончилась очень быстро. Закручивание гаек и ограничения продаж спиртного привели к росту очередей в магазинах и массовому недовольству населения, который было трудно скрыть. К тому же экономические потери в результате сокращения производства алкогольной продукции были велики – только за первый год действия программы бюджет недополучил 37 млрд рублей. Такая брешь в бюджете вынудила руководителей союзного государства пересмотреть первоначальные планы и увеличить выпуск алкогольной продукции, при этом пресловутый Указ продолжал формально действовать вплоть до 1990 года.

– Эту кампанию можно сравнить с преступлением против своего народа, – прокомментировал «МК в Волгограде» руководитель Фонда изучение электоральной политики Андрей Миронов. – Казна теряла деньги, люди – здоровье, власть – уважение. Такие эксперименты в России были еще со времен Чернышевского и заканчивались для государственной власти серьезным имиджевым поражением. «Сухие законы» нигде еще пользы не приносили. Разумное ограничение, профилактика и пропаганда культурного пития, отторжение обществом пьяниц – это работает, но полный запрет алкоголя – это для власти всегда билет в один конец.

Через призму стакана

Наряду с раскаянием, Горбачев настаивает, что начатая в 1985 году борьба с алкоголизмом в тот момент в стране была просто необходима. В стране насчитывалось 5 миллионов официально зарегистрированных алкоголиков. По данным Института социологии Академии наук СССР, ежегодный ущерб народному хозяйству от пьянства оценивался от 80 до 100 миллиардов рублей. Количество алкоголя в чистом виде дошло до критического на тот исторический момент значения – 10,6 литра на душу населения. Для сравнения, в 1914 году, когда в России также ввели "сухой закон", этот норматив составлял 1,8 литра.

Антиалкогольная кампания имела и ряд положительных последствий. Как свидетельствует данные статистики, в 1985 - 1987 годах был зафиксирован значительный рост рождаемости и продолжительности жизни, сокращение смертности. По оценкам демографов, в ходе антиалкогольной кампании удалось сохранить жизнь более миллиона человек.

– Позитивные итоги кампании очевидны: во время антиалкогольной кампании умерли на 1,6 млн человек меньше, чем в предыдущие годы. Резко сократилось число несчастных случаев на производстве, на дорогах, – пытается реабилитироваться Горбачев.

К сожалению, все достижения кампании оказались погребены под алкогольным «цунами» 90-х, когда в Россию хлынул мощный поток импортного алкоголя сомнительного качества. К 2008 году ежегодное потребление россиян составляло 16,2 литра на душу населения, и это был один из самых высоких показателей в мире.

Чтобы повлиять на ситуацию, российские власти в 2009 г. приступили к реализации «Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения». Более мягкий вариант привел к уменьшению употребления алкоголя в России и постепенному снижению оценочного показателя среднедушевого потребления алкогольной продукции в пересчете на абсолютный алкоголь.

Но несмотря на титанические усилия до возвращения к «горбачевским» показателям современной России еще далеко. Как свидетельствует «Глобальный доклад Всемирной организации здравоохранения о положении в области алкоголя и здоровья» Россия по-прежнему находится в пятерке рейтинга самых пьющих стран в мире.

 

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 20 мая 2015

Заголовок в газете: России больше не наливать

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру