Российских школьников хотят учить по учебникам из «золотого стандарта»

Поправки в закон «об образовании» обеспечат общий гарантированный государством золотой стандарт образования и помогут сформировать гражданина-патриота. По мнению волгоградских экспертов, при доработке документ эти задачи выполнить способен.

Российских школьников хотят учить по учебникам из «золотого стандарта»

Единый и неделимый

Законопроект, в рамках которого преподавание математики, истории, русского языка и литературы в российских школах будет вестись по единым учебникам, внесен в Госдуму. Текст документа, подготовленного главой думского комитета Ириной Яровой и председателем парламентского комитета по образованию Вячеславом Никоновым, в автоматической системе обеспечения законодательной деятельности пока отсутствует. По словам авторов, поправки к закону «Об образовании» обеспечат всем детям, независимо от социального статуса семьи и места жительства, «общий гарантированный государством золотой стандарт образования». Разработать его должна Российская академия образования.

На сегодняшний день, как отмечают парламентарии, выпускники к единому государственному экзамену готовятся по различным программам, оказываясь в неравных условиях. Тем временем, волгоградские учителя жалуются на нежелание учащихся учиться брать от педагога хотя бы минимум тех знаний, которые он доносит до них. В этом смысле ученики школ делают свой выбор совершенно сознательно. Предоставить всем одинаковые возможности – идея хорошая, но вот воспользуются ли ими школьники?

– Сегодня главная проблема - отсутствие мотивации. В младшей школе преподаватели худо-бедно, но занимаются формированием мотивации, понимая, что для ребенка это необходимо. В 5-9-х классах, считая, что желание получить знания уже оформилось в головах учеников – и это в некотором смысле так, такая работа прекращается. Получается, что старшеклассники у нас – полный провал, – считает доктор наук Андрей Макаров.

Поход по уровням

Ранее Яровая выдвигала аналогичное предложение – речь шла о единой линейке учеников по основным гуманитарным предметам. Комментируя законопроект, директор ГБОУ «Волгоградский лицей-интернат «Лидер» Ирина Жарикова заявила, что создаваться учебники должны по принципу разделения ЕГЭ на два уровня – профильный и базовый (как это уже случилось с экзаменом по математике). Поддержала коллегу завкафедрой литературы и журналистики ВолГУ Ольга Прохватилова, напомнившая, что практически в каждом регионе присутствуют фонетические и лексические особенности, которые специалисты должны участвовать в создании адаптированных учебников.

– На мой взгляд, разделение ЕГЭ по русскому языку необходимо, так как экзамен в нынешнем его виде для поступающих на гуманитарные специальности слишком прост, –считает преподаватель школы №6 Центрального района Наталья Петрова. – Что касается учебников, то едиными они были еще в советское время. Разумеется, он также должен быть профильным и базовым.

Отсутствие текста документа ведет к определенным сложностям в его обсуждении. Известно, например, что «единый» учебник по истории будет существовать в трех лицах – об этом заявил член рабочей группы по подготовке единой концепции преподавания истории в школе Игорь Данилевский. По словам завкафедрой ВШЭ, изначальная установка на единый учебник была жесткой, но объяснить «наверху», что единого учебника быть не может, удалось довольно быстро. Учел законодатель и этнокультурные особенности российских территорий – в дополнение к учебникам регионы будут при желании разрабатывать пособия с местным «колоритом». В Волгоградском регионе такое пособие, по информации заслуженного учителя РФ Елены Сорокиной, уже создается.

– Я не сторонник введения жесткой унификации, но считаю, что было бы неплохо ввести единый учебник истории. Важно понимать, зачем это делается – с целью пропаганды или чтобы решить ряд проблем в изучении истории, – поделился политолог Андрей Серенко. – В любом случае, плоды это даст: либо способствует становлению национального сознания, либо станет причиной обращения к альтернативным источникам – Карамзину, Соловьеву.

В общем-то, понятно каким должен быть учебник по математике. Точная наука требует… точности. Необходимо учесть, что содержат в себе каждый из уровней ЕГЭ, в соответствии с чем, сформировать как минимум два учебника. Но и в данной ситуации присутствуют спорные моменты. Во-первых, школьники оказываются в психологически непростой ситуации – от выбора совсем еще юного россиянина зависит, в каком направлении будет развиваться вся его дальнейшая жизнь. Неожиданно могут обнаружится способности к другим наукам и уже в вузе придется переформировывать образовательную программу с учетом реальных знаний студентов.

– Говоря о преподаваемой мной дисциплины я оцениваю нововведение позитивно, – отметила Светлана Зубарева, учитель математики гимназии №13. – Важно избежать подробного повторения пройденного в средней школе – этим грешат практически все используемые сегодня учебно-методические комплексы.

Пространственное единство

Самым спорным и наболевшим остается вопрос о судьбе литературы в российской школе. «Восстановление единства образовательного пространства и реализации единой государственной политики в области образования в Российской Федерации» – главная цель законопроекта недвусмысленна. Список произведений, обязательных к изучению, их трактовка, должны соответствовать формулировке. Сам факт воспитания через литературу патриота позитивен, только вот вокруг чего строится государственная политика, во что верит Россия, граждане страны и политики пока не определились.

– Формирование российской гражданской идентичности – это, по сути, неплохо, важно определить национальную идею, к чему уже прилагаются усилия, – отметил Георгий Антонов, доцент кафедры социологии ВолГУ. – Информационное пространство формировалось властью целенаправленно еще в СССР, и оно не стирало особенностей каждого человека. Любовь к Родине только способствовала развитию национальных культур.

Напомним, что начало стартовавшего 28 января Года литературы в России было ознаменовано предложением ввести единую концепцию преподавания соответствующего предмета, которая, разумеется, найдет отражение в учебниках. Примечательно, что идею привлечь к экспертизе представителей традиционных конфессий волгоградские эксперты не поддержали. Владимир Тупиков, настоятель Михаило-Архангельского храма пояснил, что изоляция ребенка от спорных моментов как таковых не тождественна ограждению его от зла, а сомнительный на первый взгляд текст принесет пользу, если будет правильно проанализирован и интерпретирован. Странно подозревать авторов шедевров русской классики в желании кого-либо задеть по фактору вероисповедания. Мусульманку Светлану Кадырмаеву, например, оскорбило ни одно произведение, пройденное в школе.

– Идея единого учебника и золотого стандарта показывает, что у государства есть некий образ человека, который является целью образования. Это важно, поскольку делает процесс образования осмысленным и результативным, – считает Дина Ягудина, специалист по герменевтике. – И еще это поможет детям находить общий язык с людьми и социализироваться, чувствовать себя погруженными в русскую культуру, поскольку у них будет набор общих знаний и представлений о мире.

Конечно, даже высококлассные учебники (мы верим и надеемся, что именно такими они и будут) и равные возможности не гарантируют, что всякий выпускник будет действительно образованным, тем более качество и уровень образования школьников будет одинаковыми. Многое зависит от учителя и способностей отдельно взятого молодого россиянина. Восстановление единства образовательного пространства и реализации единой государственной политики в области образования, вожделенное Яровой, является необходимым условие для нормального функционирования государства. Граждане которого, возможно, и выработают – естественным образом, ничего не придумывая – пресловутую национальную идею.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 20 мая 2015

Заголовок в газете: Пробу негде ставить

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру