В уголовный кодекс могут вернуть ответственность за тунеядство

 Депутаты предлагают вернуть наказание за тунеядство – уличенных хотят отправлять на исправительные работы сроком до года.

В уголовный кодекс могут вернуть ответственность за тунеядство

Инициатором законопроекта выступил член фракции «Справедливая Россия» петербургского заксобрания Андрей Анохин. «В основу этой инициативы легли морально-этические задачи и необходимость пополнения бюджета», – пояснил Анохин.

Депутат тут же оговорился: в тунеядцы не запишут священнослужителей, несовершеннолетних, инвалидов, родителей детей-инвалидов, беременных женщин, женщин с детьми до 14 лет, а также пенсионеров. Инициатива была раскритикована даже коллегами Анохина по парламенту, ее назвали пережитком советского прошлого, ущемляющим права миллионов граждан.

Общественники и гражданские активисты обратили внимание, что в случае введения преследования за тунеядство придется менять Конституцию, в которой говорится о свободе на труд как о праве, а не обязанности. Если Анохин при выдвижении инициативы руководствовался интересами российской экономики, то в этом случае они будут сведены на нет: затраты на переписывания главного закона страны несопоставимы с ущербом от осознанного отказа от работы.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ, лидер волгоградских профсоюзов Татьяна Гензе считает, что прежде чем принимать подобные инициативы в качестве закона, необходимо создать такой рынок труда, который мог бы предложить специалистам широкий выбор вакансий с учетом их профессиональной компетенции.

– Имеет смысл разграничивать тех, кто осознанно уклоняется от работы, от тех, кто в силу объективных причин не может трудоустроиться, – отмечает Гензе. – Недавно бюджетная сфера пережила оптимизацию, без работы остались узкие специалисты: например, школьные педагоги-психологи. Для таких квалифицированных кадров необходимо предоставлять достаточный выбор вакансий именно по своей специальности, по которой у него есть диплом. Обвинить в тунеядстве нельзя женщин, которые отказалась от работы в пользу воспитания ребенка, изъявив желание быть домохозяйкой.

Иными словами, объясняет Татьяна Гензе, нужно сформулировать четкое определение: кто такие тунеядцы, каковы критерии, которые позволяли бы относить безработных к этой категории.

– С большими трудностями сталкиваются и молодые специалисты после окончания вуза, – рассуждает общественница. – Бывает, что поиски работы для выпускника университета затягиваются дольше, чем на полгода. Не идти же молодому специалисту в сторожи только ради того, чтобы избежать обвинений в тунеядстве? Инициатива преждевременна, и не призвана стимулировать безработных трудоустроиться. Получается, что телега идет впереди лошади – широкого выбора на рынке труда нет, а уже предлагают наказывать за тунеядство.

К слову, практика привлечения к ответственности за безработицу нашла применение в Беларуси. За это президента Лукашенко часто критикуют в Европе, но беларуский лидер не спешит легализовывать безработицу.

Помимо нравственного аспекта, инициатива о наказании тунеядцев была бы крайне сложна в администрировании.

– В России миллионы людей, кто осознанно выбирает для себя такой режим работы как фриланс, – говорит заслуженный юрист России Светлана Казаченок. – Есть те, кто занимается работой на дому, каким-то мелким производством или бытовыми услугами, репетиторством, в конце концов, не оформляя при этом свое дело как ИП. Есть те, кто осознанно бросает жизнь в городе и переезжает в деревню, где живет за счет натурального хозяйства. Ничего, кроме сплошной потенциальной коррупциогенности, в инициативе петербургского депутата нет. Сам термин тунеядство, противоречит принципам гражданского общества, в котором человек сам решает: нищенствовать ему или обеспечивать себе сколь-либо достойную жизнь.

Отметим, в России уже наказывали за тунеядство – только в 1991 году статью отменили. В свое время в тунеядстве обвиняли поэта Иосифа Бродского и писателя Владимира Войновича, за то, что более 4 месяцев они не могли найти работу.

 

 

 

– В моей практике были такие дела, как правило, суд не назначал реального наказания для «тунеядцев», – рассказывает Казаченок. – Даже в то непростое время было понимание, что подобная статья изжила себя, возвращаться к ней сейчас – значит, вернуться к зачаточному состоянию гражданского общества.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 6 мая 2015

Заголовок в газете: Без правный труд

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру