Крупнейшие ритейлеры России инициировали фиксацию цен на социальные продукты питания

 К антикризисной акции подключились 12 торговых сетей, большинство которых представлены в Волгоградской области.

Крупнейшие ритейлеры России инициировали фиксацию цен на социальные продукты питания

 

ФАС России инициативу одобрила. Цены на социально значимые продукты, среди которых некоторые вида мяса и птицы, рыбы, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, черный чай, пшеничная мука, ржаной и ржано-пшеничный хлеб, гречка, картофель, морковь, белокочанная капуста и другие продукты не будут меняться в течение двух месяцев.

Среди торговых сетей, подключившихся к проекту по заморозке цен - «Магнит», X5 Retail Group, Metro Cash&Carry, «Лента», «Ашан» и «Дикси», «O'Кей», «Глобус», «Билла», «Зельгрос», «Вестер» и «Утконос». Практически все ретейлеры из списка представлены в Волгограде.

Договоренность между сетями подразумевает, что «фиксируя цену, торговые сети не допускают повышения розничной стоимости, но будут снижать цены в случае снижения закупочной стоимости». Важен один момент: каждая из торговых сетей самостоятельно определяет состав корзины замороженных цен.

Впрочем, акцию по заморозке цен на продукты не все находят проявлением заботы о потребителе, чей кошелек стремительно худеет после каждого похода в магазин. Дело в том, что механизм заморозки чаще всего выглядит так: во всей товарной линейке выбирается какой-то один продукт одного бренда, цена на который и замораживается. Как правило, это не более 5% от общего объема товаров. Получается, что стоимость остальных продуктов в лучшем случае не меняется, а в худшем повышается на несколько процентов. О том, что цены на другие продукты могут повыситься в цене, подтвердил и вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович, пояснив, что "предприниматель не станет работать себе в убыток". Таким образом, средний чек из продовольственного супермаркета то и дело растет.

Как альтернативу заморозке цен в магазинах-ретейлерах власти в субъектах РФ всерьез рассматривают введение продовольственных карточек для малоимущих граждан. Такой новый старый опыт уже внедряет Ульяновская область. Предполагается, что с мая 2015 года на карту льготникам будет начисляться тысяча рублей. На эту сумму можно будет приобрести до 20 наименований продуктов питания местного производства, входящих в региональный перечень социально значимых товаров: хлеб, гречку, макароны, молоко, сыр, сливочное и подсолнечное масло, сметану, творог, овощи (картофель, огурцы, помидоры, капусту, свеклу, морковь, лук), яблоки, сахар, разнообразное мясо, рыбу, куриные яйца. Непременное условие: все продукты должны быть местного производства, а закупать провизию ульяновцы будут в торговой сети- участницы проекта. Таким образом, стимулируется местный производитель, а льготники получат возможность приобретать продукты питания по приемлемым для себя ценам.

Что касается Волгоградского региона, то здесь упор делают отнюдь не на административные меры (они оказываются малоэффективными на практике), а на поддержку местных производителей. Так, хлебопекам решено финансового помогать: разработан механизм субсидирования, согласно которому предприятия смогут получать средства для приобретения технологического оборудования и модернизации производства. Таким образом, цена хлебобулочных изделий может стабилизироваться. Дело в том, что многие хлебозаводы работают на старом оборудовании, что влечет за собой высокие энергозатраты и не позволяет наращивать выпуск. Компенсация части затрат на модернизацию цехов создаст условия для улучшения качества хлебобулочных изделий и наращивания объемов производства. Областной Минсельхоз уже начал прием заявок от предприятий..

В целом же, продуктовое эмбарго на поставки западных продуктов привело в Волгоградской области к росту продаж местных товаров. Как пишет федеральная «Независимая газета», волгоградская продукция становится все более популярна. По данным столичного издания, волгоградские аграрии рассчитывают, что режим санкций и контрсанкций сохранится хотя бы на несколько лет, что позволит им расширить собственное производство.

«До кризиса и санкций попасть со своей продукцией в сетевые магазины Волгограда местные производители практически не могли, – рассказал «НГ» главный редактор областной газеты «Крестьянская жизнь» Владимир Ельников. – Политический кризис 2014 года стимулировал активность федеральных и региональных властей по поддержке крестьянских фермерских хозяйств и агрофирм. В итоге сегодня в волгоградском АПК реализуется 22 инвестпроекта общей стоимостью свыше 38 млрд руб. и более 20 различных видов финансовой поддержки».

Что касается цен, то по данным, которые приводит «Независимая газета», в Волгоградской области темп роста не превышает средних значений по соседним регионам, а по отдельным товарным группам даже ниже. «Стоимость растет, и это не может нравиться населению, однако о росте социальной напряженности в регионе в связи с этим фактором говорить не приходится», – рассказал «НГ» политический эксперт, главный редактор «МК в Волгограде» Евгений Калинин. По мнению эксперта, «наиболее перспективный и рыночно обоснованный способ сдержать цены – это наращивать переработку и стимулировать конкуренцию между торговыми компаниями».

Властям региона, считает федеральное издание, также предстоит решить проблему нехватки местного молочного сырья. Сегодня волгоградским переработчикам приходится закупать недостающие объемы в других регионах. Областная администрация видит выход в развитии кооперации и создании агрохолдингов. На это будут направлены основные формы региональной поддержки – крупные объединения позволят гарантировать систему постоянных поставок сельхозсырья.

Волгоградские аграрии, пишет «НГ», рассчитывают, что режим санкций и контрсанкций продержится в России хотя бы несколько лет. «Когда группа депутатов Госдумы заявила о необходимости отмены контрсанкций, это вызвало негодование у волгоградских фермеров, – отметил Владимир Ельников. – Впервые за многие годы сегодня у аграриев появилась надежда на развитие, на реализацию новых проектов, в том числе через кооперативные объединения. Только после санкций наши крестьяне и агрохолдинги по-настоящему поверили в возможность расширения производства. Санкционный режим позволяет аграриям планировать свою деятельность, наращивать производство и увеличивать внутренний рынок для сбыта продукции».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 4 марта 2015

Заголовок в газете: Цены поместят в "морозильник"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру